Россия научит США демократии

Вернувшиеся из Соединенных Штатов российские наблюдатели пришли к однозначному выводу: плохо обстоит за океаном дело с выборами. В качестве примера для подражания дремучим американцам рекомендуется наш опыт




В соответствии с соглашениями, подписанными по линии ОБСЕ, Соединенные Штаты в этом году допустили на президентские выборы наблюдателей из других стран. Россия тоже решила поучаствовать в процессе, отрядив за океан собственных наблюдателей. Казалось бы, поводов для беспокойства за жизнеспособность и легитимность американской демократии было не много... Но, вопреки ожиданиям, на недавнем заседании "круглого стола", комментируя итоги прошедших в США выборов президента, наши политики одну за другой вскрывали язвы заокеанской избирательной системы.

Тон обсуждению задал председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, назвавший пересчет голосов на президентских выборах 2000 г. "позорным". По мнению парламентария, "архаичная система выборов в США не является образцовой для других стран". В истории США насчитывается 4 случая победы на президентских выборах претендента, набравшего в сумме меньше голосов, нежели его конкурент. Непрямые выборы, при которых волю избирателей реализует коллегия выборщиков, перестает нравиться простым избирателям – по сведениям Косачева, 61% американцев требует прямых выборов. Существенным отклонением от международных стандартов наш депутат считает систему обязательной предварительной регистрации избирателей. В 1988 г. около 52 млн американцев проигнорировали эту процедуру или забыли ее пройти, в результате чего не смогли принять участие в голосовании. Третьей важнейшей проблемой Константин Косачев считает отсутствие в выборах последних десятилетий какой-либо третьей силы. По данным депутата, 62% американцев испытывают раздражение от постоянного соперничества лишь двух игроков – республиканца и демократа.

Председатель ЦИК РФ Александр Вешняков, нехотя признав выборы "в целом соответствующими международным стандартам", азартно набросился на отдельные "нарушения и несоответствия". Главная беда американцев в том, что они не умеют составлять списки избирателей. По данным Вешнякова, особенно серьезно такая практика ущемляет права миллионов афроамериканцев, которые лишены возможности участвовать в выборах. Подобные нарушения сыграли на руку Бушу, поскольку чернокожие граждане Америки в большинстве своем симпатизируют демократам. Архаичное законодательство в 14-ти штатах, запрещающее бывшим заключенным участвовать в выборах, не позволило проголосовать еще 5 млн человек. Не понравились Вешнякову и электронно-сенсорные устройства, применяемые на некоторых американских избирательных участках. По мнению главы ЦИК, проверить результаты голосования в этом случае невозможно.

Худо обстоит дело и с работниками на участках. В силу невысокой оплаты труда волонтеров избирателям помогают лишь глубокие, по российским меркам, старики: их средний возраст – 73 года.

Встал также вопрос об использовании административного ресурса. Александр Альбертович, которому тема знакома не понаслышке, обратил внимание на такой пример: в штате Миссури один и тот же человек одновременно баллотировался на пост губернатора и руководил избирательной комиссией.

По словам Алексея Островского, посетившего США в качестве наблюдателя, нормальных условий для работы наблюдателей американцы не создали. Вывод был однозначным: американская система выборов не идеальна, а российская может служить для США примером для подражания.

Единственное, что по-хорошему впечатлило всех выступавших, это освещение избирательной кампании американскими СМИ. И на ТВ, и в печати обоим кандидатам предоставлялись абсолютно равные права. Фотографии в газетах соперников по борьбе за президентское кресло были одинакового размера. Время в телеэфире также выделялось пропорционально, с точностью до секунды. Видавшие виды российские парламентарии поразились отсутствию тенденциозности в освещении предвыборной борьбы. По их собственным признаниям, им, прошедшим горнило российских политических баталий, понять подобное было непросто.

Выбор читателей