20 лет и 2 часа яростного "металла"

Интернациональное хэви-металлическое трио из Германии не так давно с размахом отметило 20-летний юбилей. Совсем скоро RAGE выступят в России – подготовиться к концерту можно, прослушав их двойной "живой" альбом




RAGE – "From The Cradle To The Stage" (2004)
В минувшем году интернациональное хэви-металлическое трио из Германии под предводительством бессменного капитана Пиви Вагнера с размахом отмечало 20-летний юбилей существования группы, что и было с блеском зафиксировано, в частности, на данном концертнике, записанном 25 января 2004 г. в клубе "Zeche" в германском Бохуме. Диск демонстрирует самые сильные стороны RAGE, в частности, умение более двух часов подряд "держать" аудиторию, проявляя при этом достаточно хорошую сыгранность (малый процент "лажи", выражаясь разговорным языком). Хотя, конечно, не исключено, что над исходниками немного и поколдовали позднее в студии, но в сноске "recorded LIVE" в буклете делается акцент именно на второе слово. Странно, но это первая полноценная двойная "живая" пластинка RAGE за все эти годы; по совести говоря, группе с таким богатым послужным концертным списком следовало бы обзавестись подобным артефактом еще лет 5-10 лет назад. Список, точнее, малая его часть приводится тут же: на развороте буклета пестреют концертные бэджики из "личных коллекций" Пиви и компании, дающие наглядное представление о странах, в которых группе довелось поиграть, и коллегах, с которыми они это делали. Конечно, при анализе данной записи можно заняться "выискиванием блох", в частности попытаться упрекнуть музыкантов в приверженности сравнительно новому материалу в ущерб "классике" – но зачем? Во-первых, и так понятно, что Смольскому и Терране, пришедшим в RAGE в 1999 г., проще и приятнее исполнять репертуар, к созданию которого они так или иначе успели приложить руку; а во-вторых, "свежака" и признанных "визитных карточек" группы здесь в действительности приблизительно поровну. (****)
P.S. Всем поклонникам RAGE спешу напомнить, что грядущий уик-энд трио снова проведет в России: 2 апреля группа выступит в питерском клубе "Порт", 3 апреля – в московской "Точке". Организатор концертов – агентство Alive-concerts.


Keren Ann – "Nolita" (2004)
Ее отец был русского происхождения, а мать – датско-японского. Рожденная в Израиле, воспитанная в Париже и ныне живущая недалеко от Манхэттена, Керен Анн Цайдель создает двуязычный поп-шансон, который не поддается другой аналогии, кроме как с Франсуазой Арди, шепчущей баллады раннего Velvet Underground. Так же, как ее первый англоязычный альбом "Not Going Anywhere" и последующие диски уже на французском, четвертый релиз Керен Анн переполнен меланхолией. На обложке диска – изображение Карен под картинкой приветливо скалящегося Чеширского кота, что усиливает ощущение присутствия особенного волшебства. Не рискну назвать Керен идеальной кэрроловской героиней, но она чувствует себя очень комфортно в присущей его миру атмосфере таинственной элегантности.
(***)


Collage (антология 1990-96)
Четырехдисковая антология лучшей польской неопрогрессивной команды, ныне продолжающей радовать поклонников под вывеской Satellite. Неизменными во всех составах оставались гитарист Мирек Гиль и лидер группы, барабанщик Войтек Жадковский. Группа Collage стартовала в 1985 г. и сразу взяла курс на арт-рок британской модели – в качестве образцов для сравнения напрашиваются IQ или "фишевский" Marillion (даже "талисман" группы – персонаж в остроконечном колпаке и развевающемся плаще чем-то немного напоминает шута-плаксу). Первоначально выступавшая как септет, группа долгое время испытывала перманентные проблемы с вокалистом – на момент записи (1990) полноформатного дебютного альбома "Basnie" ("Сказки") Томек Розишцкий был уже третьим, работавшим за микрофонной стойкой. Если вас не отпугнут тексты на польском языке – компакт-антология берет отсчет именно с этой пластинки. А группа, в целях дальнейшего продвижения на мировой рынок, принимает решение впредь полностью перейти на английский. Впрочем, проблемы с фронтменами у Collage продолжились: два последующих года в группе пел некто Збышек Биеньяк, затем на короткое время вернулся первый вокалист Ярек Вайк. Сессии, сделанные группой в период 1986-92 гг., были изданы отдельным диском "Changes" в 1995-м. Некоторая эклектичность релиза объясняется как раз его компилятивным характером: одних только певцов здесь четверо.
Стабильность состава Collage пришла в 1993 г., когда после кардинальных изменений компанию оставшимся Гилю и Жадковскому составили басист Петр Витковский, клавишник Кршиштоф Палчевский и вокалист Роберт Амирян. В таком составе Collage записали трибьют Джону Леннону (в данную антологию не входящий), а также свою вторую концептуальную пластинку "Moonshine": единственное, что может намекнуть на неанглийское происхождение группы – чуть заметный акцент певца. Во всем остальном альбом нисколько не уступает лучшим образцам британских классиков жанра (рекомендую начать прослушивание с "Living In The Moonlight"). В 1996 г. выходит последняя работа Collage – "Safe", во многом повторяющая альбом-предшественник, однако здесь более выражено тяготение к нью-эйджевому саунду с элементами "атмосферной" психоделии и одновременно унаследованы черты, ни много ни мало, "классического" Genesis ("Stranded"). Обе работы достойны самого пристального внимания. Спустя еще 3 года Collage был трансформирован в Satellite, причем на замену басисту Витковскому пришел Пржимек Завадский, игравший еще в первом составе Collage. К слову, новая пластинка Satellite, обещают издатели, тоже где-то на подходе. (***/****)


Bob Geldof – "Sex, Age & Death"(2001)
На смену классическому "sex, drugs & rock'n'roll" ныне приходят иные лозунги: на фото в буклете музыкант выглядит очень усталым и каким-то подавленным. Когда-то Боб Гелдоф был тем еще бунтарем – панк-рок, пусть и с налетом "интеллектуальности", все равно оставался музыкой протеста. После распада Boomtown Rats, в конце 70-х ходивших в поистине культовых героях, Гелдоф снялся в главной роли у Алана Паркера в "Pink Floyd: The Wall"; там он тоже вроде как продолжал бороться – против несправедливости мира, ломающего психику художника и вынуждающего его отгораживаться ото всех этой самой "стеной". Теперь стареющего Пинка (так звали в фильме героя Гелдофа) волнуют уже другие проблемы – "секс, возраст и смерть", а обложка недвусмысленно намекает, в каком именно ракурсе эту проблему надлежит исследовать... Тексты песен – как обычно, "о том, о чем обычно предпочитают молчать", а музыка... Тусовки в около-флойдовской компании не прошли для Боба бесследно: ассоциации с "поздним" Уотерсом, равно как и с отдельными опытами "умных панков" в области электрической/электронной музыки, при прослушивании диска возникают неизбежно и неотвратимо.
(****)

Пластинки для обзора предоставлены концерном "Группа Союз" (1) и компаниями "SBA Gala Records" (2), "CD-Maximum" (3-5).

Выбор читателей