Облака состоят из биологических отходов

Когда с неба льется теплый дождик, мы радуемся - даже зная, что вода несет с собой содержимое автомобильных выхлопов. Однако ученые обнаружили, что в облаках много и органики, порой весьма неаппетитной

Первый весенний дождик, который в Москве ожидается уже в воскресенье, а в некоторых российских регионах уже идет, принесет с собой не только влагу и отходы промышленности. Оказывается, облака в значительной мере состоят из органики - причем некоторые ее компоненты весьма неаппетитные.

Об этом группа немецких ученых пишет сегодня в журнале Science. После многолетнего изучения состава облачного покрова Земли - от Байкала до бассейна Амазонки и даже над океанами - они подсчитали, что каждый год в воздух поступает в среднем 1000 тераграммов, или 1 млрд т, веществ биологического происхождения. Это примерно четверть массы всех твердых частиц в атмосфере (преимущественно это морские соли и неорганическая пыль, гораздо меньшую часть составляют плоды человеческой деятельности - сажа, дым и тому подобное).

В состав органической взвеси входят самые разнообразные частицы: пыльца растений, шерсть животных, споры бактерий, отдельные белковые молекулы и даже человеческая перхоть. К счастью или к сожалению, но долго оставаться в воздухе вся эта грязь не может. Большинство пылинок имеют такую форму, что молекулам воды очень "удобно" конденсироваться на них и образовывать облака, которые затем проливаются на землю дождем (или выпадают снегом).

Как ни странно, влияние времени года на общее количество биомассы не обнаружено: смена сезонов проявляется лишь в том, что весной в атмосфере больше пыльцы, а осенью - трухи из опавших листьев. Зато огромное значение имеет регион. Так, над швейцарскими Альпами парят около 15% органики, над Университетом Майнца, где работают ученые, от 30 до 40%, а над озером Байкал осенью - до 80%.

Какое влияние посторонние вещества оказывают на климат, однозначно сказать нельзя. С одной стороны, они рассеивают лучи Солнца и замедляют эффект глобального потепления (ученые давно заметили, что наша планета стала получать меньше света, и нарекли процесс "глобальным потемнением"). Но в то же время частицы поглощают солнечный свет, нагревая вокруг себя воздух, а ночью создают над поверхностью туманные "одеяла". Возможно, дальнейший прогресс науки поможет понять, какой из двух механизмов преобладает. А из сегодняшнего исследования извлекут пользу еще и медики: как известно, пыльца - сильный аллерген.