ММКФ: искусство и жизнь, любовь и секс, Петросян и Мамонов

Первый конкурсный фильм Московского фестиваля почти убедил, что все лучшее на сей раз – за рамками конкурса. "Желанную жизнь" на церемонии открытия остались смотреть не более трети приглашенных




Первая конкурсная картина "Желанная жизнь", показанная на церемонии открытия XXVII Московского международного кинофестиваля, оказалась конвенциональной итальянской мелодрамой с претензией на проникновение в механизм актерской работы.

Это "кино про кино", герои которого на протяжении двух с половиной часов не могут разобраться в том, кому принадлежат их чувства – им самим или персонажам, которых они изображают в душещипательной исторической драме.

Начинающая актриса Лаура неожиданно (и не без помощи своего любовника) получает главную роль в фильме известного режиссера. Ей нужно сыграть содержанку богатого графа, которую полюбил добродетельный и благородный человек, обремененный женой и детьми. Но Лаура не может играть в любовь, если не чувствует любви. Ее партнером становится Стефано, знаменитый актер, которого преследуют неприятные телефонные звонки.

Режиссер фильма Джузеппе Пиччони считает, что "через искусственные ситуации лучше видна реальная жизнь", однако обе части его фильма равно искусственны, а "реальная" жизнь отличается от разыгранной перед камерой тем, что в ней, вопреки здравому смыслу, возможен хэппи-энд. Противостояния не получилось, и на фоне схематизма истории о тайных влюбленных, разлученных судьбой, страдания актеров стали еще более неправдоподобными.

В "Пушкинском" "Желанную жизнь" остались смотреть не более трети приглашенных, которые, должно быть, вполне оценили непритязательную шутку фильма о том, что на премьеру стоит пойти хотя бы ради фуршета.


Конкурс "Перспективы" открыла дебютная картина американского режиссера Джорджины Гарсиа Ридель "Как девушки Гарсиа провели лето". В один из жарких летних дней бабушка Женовева покупает старенький разбитый "Форд", и с этого начинаются любовные приключения трех одиноких женщин семейства Гарсиа в маленьком аризонском городке, где острее всего ощущается отсутствие событий и романтики.

Донью Женовеву, которая сроду не садилась за руль, взялся обучить премудростям вождения садовник дон Педро. Ее семнадцатилетнюю внучку Бланку пригласил покататься заезжий юнец с голым торсом. Не везет только дочери Женовевы Лолите, которую никак не может соблазнить женатый мачо из видеомагазина напротив.

Истории, рассказанной с юмором и теплотой, порой не хватает толики хорошего вкуса, и сцена с мастурбирующей в ванне бабушкой может отвратить немало чопорных зрителей, хотя бы в глазах режиссера она и являлась незаменимым доказательством тезиса о том, что все возрасты покорны не только любви, но и сексу.

Единственным русским фильмом в конкурсе "Перспективы" стал проект режиссера Сергея Лобана и экспериментального Творческого объединения "СВОИ 2000" "Пыль" – "экзистенциальная драма с элементами фантастики"

Тихого толстого очкарика Алешу (Алексей Подольский), который на работе собирает игрушечные пистолетики, а дома – игрушечные самолетики, вербуют агенты спецотдела ФСБ. Во время испытания некоего излучения он на несколько мгновений превращается в мускулистого красавца и теперь со всей силой своей тупости снова и снова стремится вернуть "украденное" у него идеальное тело.

На московской премьере "Пыли" в начале зимы яблоку негде было упасть – и не только из-за Петра Мамонова, сыгравшего роль "безумного профессора". В маленьких ролях снялись персонажи, "широко известные в узких кругах" – рэперы White Hot Ice и Руставели ("Многоточие"), музыкант Псой Короленко, организатор фестиваля независимого кино "Стык" Сергей Сальников и прочие писатели, ди-джеи и режиссеры. Для людей, не обремененных знаниями всех "междусобойных" шуток, в "Пыли" предусмотрены религиозные сектанты, малолетние тусовщики, музыканты группы "Пакава Ить" в фонтане, секретные эксперименты в гинекологической больнице и Евгений Петросян, танцующий под музыку группы "Звуки Му".


Обладатель двух премий "Гойя" Луис Тосар и Леонор Уотлинг, сыгравшая в "Поговори с ней" и "Дурном воспитании" Педро Альмодовара, дают жару во фривольной комедии известного испанского сценариста и режиссера Хоакина Ористеля "Убить Фрейда", которая представлена в программе "Вокруг света".

Куда более удачно, чем недавняя российская комедия "Прощайте, доктор Фрейд", испанский фильм, представленный на национальную кинопремию по пяти номинациям, исследует разрушительные последствия открытий венского доктора. Один из его героев решил последовать за Фрейдом в глубины собственного подсознания. За ним туда пустились его не в меру энергичная беременная жена Альма (Леонор Уотлинг) и не в меру рациональный свояк, боксер-любитель Сальваторе (Луис Тосар).

Несмотря на то, что главными составляющими сюжета "Убить Фрейда" являются опухоль мозга, гипноз, инцест и бал трансвеститов, этот стилизованный под салонную мелодраму начала века мир полон абсурдных ситуаций, рискованных шуток и посылающего в нокдаун оптимизма.


Российскую программу фестиваля открыла победительница "Кинотавра" трагикомедия Павла Лунгина "Бедные родственники" – еще один, после "Настройщика", фильм о незадачливом аферисте-интеллигенте, который, кажется, становится любимым киногероем нашего времени.

"Гуманитарий" Эдуард (Константин Хабенский) собирается нажиться на родственных чувствах богатых иностранцев, ищущих своих оставленных на Украине сестер, дядьев и предков. И не беда, что городок Голутвин давно уже стерт с лица земли, если в нескольких километрах от него есть Голотвин.

Трогательная, хотя и менее смешная, чем можно было ожидать по сочинским откликам, история о внутреннем человеческом родстве еще раз подтвердила репутацию Лунгина как мастера ансамбля (актерский состав его "Свадьбы" в 2000 г. был отмечен в Каннах специальным призом). У него равно хороши и мальчик, поющий арию Кармен, и Даниил Спиваковский, играющий еврейчика-смотрителя кладбища, и Константин Хабенский, получивший за исполнение главной роли приз "Кинотавра".


Расписание показов – на официальном сайте ММКФ

Выбор читателей