Герои ММКФ – мужчины на грани нервного срыва

Под конец XXVII Московского международного фестиваля Москва стала портом шести морей. Шестое – море слез, которые актеры конкурсных и внеконкурсных фильмов пролили перед публикой. Плакали все, но особенно мужчины


Фото: rg.ru



Под конец XXVII Московского международного фестиваля Москва стала портом шести морей. Не вдаваясь в причуды географии, нужно пояснить, что шестое – море слез, которые актеры конкурсных и внеконкурсных фильмов пролили перед публикой. Зрителей теперь, за неимением лучшего, приманивают чувствительностью, возводя сопереживание в степень рефлекса и выпрашивая сочувствие, как деньги в вагоне метро.

Плакали все, но особенно мужчины. Мачо, как известно, не плачут, поэтому герои – все больше существа тонкой душевной организации. Они не скрывают свои чувства и не боятся казаться ранимыми.

Вдовец-лесоруб в сельской Австралии замогильным голосом поет о том, как ставит на плиту чайник, его сын плачет и говорит: "Отец, возвращайся домой живым" – в фильме-участнике конкурса "Перспективы" "Вдовец". Даниэль Отей, не доделав бутерброд, внезапно пускается в рыдания – в "Скрытом" Михаэля Ханеке. Умирающий от рака гомосексуалист решает говорить близким только правду и способен мгновенно перейти от улыбки к рыданиям – во "Времени прощания" Франсуа Озона. В "Девятом дне" Фолькера Шлендорфа слезу пускает священник. У Веры Сторожевой в "Греческих каникулах" Чулпан Хаматова плачет, Анна Арланова рыдает, а Юрий Колокольников ревьмя ревет. Герой "Проклятия" Джонатана Кауэтта все время на грани истерики, герои "Бедных родственников" Павла Лунгина переходят от истерии к меланхолии.

Герой конкурсной "Желанной жизни" – невротик и мизантроп. Герой "Пыли" Сергея Лобана (конкурс "Перспективы", диплом Жюри российской кинокритики) – рохля. Хлюпик в конкурсном "Балканкане" (еще один диплом Жюри кинокритики) сначала теряет труп тещи, потом берет себя в руки, в клочья разносит всех плохих ребят и говорит спасенной девочке: "Давай поплачем". Еще в одном фильме основного конкурса ММКФ, чилийской "Последней луне", героев, араба и еврея, объединяет по крайней мере способность заплакать. Каждому на плач достается по отдельной сцене, чтобы без обид.

Глазами, полными слез, глядит герой "Самой печальной музыки на свете" Родерик на пивное веселье. Он настолько погружается в печаль, что падает в обморок прямо во время исполнения душещипательной композиции на виолончели. После чего, разумеется, проходит в следующий тур конкурса на самую печальную музыку. Вполне логично, что сердце умершего сына этот герой держит в склянке, заполненной собственными слезами.

Многие режиссеры от упреков в инфантильности персонажей избавляются заранее, делая героями детей или подростков. Герою "Девичьего пастуха" Джамшиду – тринадцать лет (режиссер Юсуп Разыков получил особое упоминание Федерации киноклубов), герою "Гитары-монголоида" Эрику – двенадцать (провокационному фильму шведа Рубена Остлунда вручили приз ФИПРЕССИ). В хите французского проката "Хористы" респектабельные пожилые люди вспоминают свое идиллическое детство и добряка-преподавателя, учившего их пению.

Подростковые герои фильма "Дитя" братьев Дарденн находят в слезах финальное прощение и утешение. При этом само дитя, новорожденный младенец, на экране не плачет ни разу. В "Чамскраббере" – сплошные нервные срывы американских тинэйджеров. Как, собственно, и в молодежных "Дорогой Венди" и "Вечной мерзлоте". Томас Винтерберг получил за режиссуру "Дорогой Венди" "Серебряного Георгия", Аку Лоухимиес за "Вечную мерзлоту" – специальный приз жюри. Режиссер "Чамскраббера" Эри Позин, сын русского эмигранта-израильтянина, получил Приз зрительских симпатий, маленькую статуэтку "Святого Георгия" и сертификат на безлимитное обслуживание в МТС в течение года.

Девушки Гарсия из фильма "Как девушки Гарсия провели лето" на этом фоне выглядят настоящими железными леди – да они вообще могут обойтись без мужчин, если придется. Режиссер, веселая и непосредственная дебютантка Джорджина Ридель, получила за свой позитивный настрой "Серебряного Георгия" за лучший фильм конкурса "Перспективы", а также $20 тыс. и 10 тысяч метров пленки, на которой пообещала снять второй фильм и тоже привезти его в Москву.

Фильм, который привел в восторг фестивальных журналистов, абсурдистские "Хроники обыкновенного безумия" чеха Петра Зеленка (сам режиссер предпочитает термин "заурядное сумасшествие", хотя такого прилагательного вообще не существует в чешском), вполне ожидаемо получил приз Жюри российской кинокритики.

Приз за лучшую мужскую роль получил иранский актер Хамид Фаранеджад (до последнего момента не было ясно, как же правильно произносится его имя), сыгравший в военной драме "Левой, левой, левой!" . Получая "Серебряного Георгия" за лучшую женскую роль, чуть не расплакалась, к вящему удовольствию зала и приглашенной знаменитости Дэрил Ханны, болгарка Весела Казакова ("Украденные глаза").

В смысле вышесказанного не удивительно, что победил всех плакс и рохлей хлюпик Конек из фильма Алексея Учителя "Космос как предчувствие". Ему и языки легко даются, и бокс, и попутчик в поезде – не кто-нибудь, а будущий первый космонавт. При этом Конек – герой легкоранимый, доверчивый и трогательный во всю силу актерского обаяния народного артиста, лауреата Государственной премии России Евгения Миронова.

Решение, которое председатель жюри сценарист Валентин Черных назвал единогласным, способно вызвать немало вопросов. При всех разговорах о подъеме отечественной кинематографии, важности смотреть на фильмы, а не на статистику по прошлым победителям, в прошлом году вручение "Золотого Георгия" российскому фильму было невозможно оспорить из соображений эстетических. В нынешнем году этого лучше не делать из политических соображений.

В закрывавшем ММКФ фильме Седрика Клапиша "Красотки" (они же "Матрешки", они же "Испанка-2") английский жених так много улыбался, что в конце концов разрыдался. К счастью, рядом была невеста, русская балерина. Она-то его и успокоила. На такой символической ноте фестиваль и завершился.

Выбор читателей