Дурацкое дело – хитрое

Дура пришла в кино. Весь вечер на арене забавные кривляния умственно неполноценной дамочки средних лет: история 30-летней девочки, которая любила, да замуж не вышла. Непонятно, что делать зрителю – плакать или смеяться

Дура
Россия, 2005
Режиссер: Максим Коростышевкий
В ролях: Оксана Коростышевская, Регина Менник, Евгений Редько


Фото: durafilm.ru



Месяц назад на Тверской мне довелось наблюдать картину, вызвавшую легкое недоумение. Пятерка одетых в нечто среднее между бикини и халатом уборщицы молодых длинноногих красоток с ведрами и кисточками убегали и прятались за памятником Юрию Долгорукому. Приглядевшись к объекту, от которого они драпали, я обнаружил небольшую толпу, разглядывающую заляпанный со всех сторон лимузин, припаркованный на площади. На стикерах, которыми девчушки замазали машину по самые "не балуйся", красовалось название картины, о которой пойдет речь. Рекламная акция – проявил я тогда чудеса догадливости, но вот чего? Кто дура? Теперь понятно.

Вся Москва увешена плакатами сообщающими, что "Дура" идет в кино. Как не трудно догадаться, это новый отечественный фильм, выведший в широкий прокат. А вот почему этот прокат действительно широкий (80 копий) и сопровождается такой рекламной поддержкой – догадаться гораздо труднее. Вряд ли прокатчики ожидают от "Дуры" хоть сколько-нибудь заметного коммерческого успеха, хотя кто знает.


Фото: durafilm.ru

Итак, режиссер Максим Коростышевский назначил дурой свою супругу Оксану. Дура она не просто оттого, что смеется невпопад или, напротив, шуток не понимает – дура она, потому что психическая. Акушерам пришлось тащить новорожденную щипцами, и с тех пор у героини по имени Ульяна проблемы с головой. После смерти родителей Ульяна живет со своей сестрой-двойняшкой Лизой, которая не только вполне нормальная, но даже красивая телка. Однажды в непростые взаимоотношения двух сестер, каждая из которых по-своему несчастна, вмешивается третий – провинциальный литератор Саша. У Саши совсем нет денег, жить негде. Познакомившись с красоткой Лизой, через некоторое время он поселяется в ее квартире и обнаруживает, что нечаянно напал на материал для женского романа. История про умственно отсталую сестричку вполне устраивает издателя, и под его чутким руководством Саша начинает творить: прикрепив под столом диктофон, он записывает откровения Ульяны, потакает ее любви и наполняет жизнь тридцатилетнего ребенка событиями, которые могли бы "оживить" сюжет книги. Вот такие пироги.

При чем тут заклеенные стикерами дорогие тачки, спросите вы? А вот до сих пор не понимаю. Какой в данной ситуации уместен розыгрыш? Хрен их всех знает. Когда режиссер берется за сложную тему – а тема существования в обществе умственно и психически неполноценных людей, безусловно, требует осмысленного и очень аккуратного подхода, – хочется думать, что у него есть и некие мысли на эту тему, и свой авторский взгляд... Что режиссера, как минимум, поднятая тема волнует.


Фото: durafilm.ru

Развлекательным это кино назвать трудно. Героиня в исполнении Коростышевской получилась не слишком реалистичной – все время ловишь себя на мысли, что она явно просто "дурочку валяет", так режиссер еще усугубил это ощущение, чуть ли не половину фильма превратив в бенефис коверного клоуна: весь вечер на арене забавные кривляния умственно неполноценной дамочки средних лет. Такое впечатление, что Коростышевский-муж полностью солидарен с одним из своих героев – издателем женских романов. К сюжету фильма и к его главной героине режиссер относится отстраненно и даже с мягкой иронией – вот, мол, смотрите, все сделал, как вы любите – рыдайте, домохозяйки. Особенно, конечно, показателен беспомощный в своей необязательности и предсказуемости финал: панночка помре. Причем неожиданно и, в полном соответствии с указаниями издателей женских романов, "красиво". Простенькое такое разрешение всех проблем. А самое главное, удобное – как по заказу. Семейную пару автор – исполнительница главной роли оно явно устроило. А меня, простого зрителя – категорически нет.

Выбор читателей