Уголек против высоких технологий

Оригинальные работы русского немца поражают экспрессией и неожиданной техникой не меньше, чем новейшие поступления современных художников, работающих в суперсовременной манере


Фото: ГМИИ им. Пушкина



Встретить настоящего, коренного немца, проживающего на территории нашей страны, нынче не так-то просто. Это почти так же трудно, как столкнуться в метро с правоверным евреем. Потому как и те и другие поспешили покинуть территорию бывшей совдепии и теперь благополучно проживают в соответствующих государствах развитого капитализма.

Но еще в начале прошлого столетия все было иначе. Немцы, завезенные в Россию при Петре I, успешно плодились и размножались. Советские немцы никогда не отрекались от своей национальности, помнили родной язык и с удовольствием слушали бабушкины рассказы о былых временах. Именно по этой причине большая часть русских немцев в конце 1930-х была депортирована Сталиным в Казахстан.

В бескрайних степях которого в 1939 г. родился будущий художник-график, Петр Гергардович Дик. Детство его было таким же, как у тысяч его современников: отец, отпущенный домой на последней стадии туберкулеза, скончался в 1942 году. Чтобы компенсировать рабочую единицу, в печально известную трудовую армию забрали мать. После потянулись голодные послевоенные годы, которые для местного населения почти не отличались от военных лет – жизнь потенциальных "врагов народа" протекала под зорким оком комендатуры. Все это порождало в душе будущего художника весьма противоречивые чувства. С одной стороны, его восхищала поразительная природа: безбрежное море ковыля, небо, ветер, гуляющий по степи. С другой – не давали покоя бесконечное унижение и мучительные вопросы.

"Моей реакцией на все окружающее было сильное сопротивление, – вспоминал П.Дик. – Я ощущал фальшивость, я не мог поверить, что моих родителей убрали потому, что они сделали что-то плохое и мне должно быть стыдно за них и за то, что я – немец. Я не мог этого допустить. В этих взаимоисключающих началах формировалось мое восприятие, которое на долгое время обусловило напряженность в моих работах, ту однонаправленную, однозначную реакцию, которую даже после окончания Строгановского училища определяли как избыточный драматизм, а то и глобальный трагизм".

Несмотря на все жизненные перипетии, творческая судьба Петра Дика сложилась вполне удачно: в застойном 1977-м он благополучно стал членом Союза художников СССР, в нестабильные 1980-е сумел организовать несколько персональных выставок, в роковом 1991-м получил звание заслуженного художника России, а в последнее десятилетие прошлого века выставлялся в крупнейших музеях России и зарубежья. Произведения мастера хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, в Московском музее современного искусства, в музеях Владимира, Омска, Новосибирска, Липецка, Нижнего Новгорода, Орла, Тулы, Тюмени, в коллекции редакции журнала "Наше Наследие", в Баварском государственном фонде художественных коллекций Мюнхена, в частных собраниях России и за рубежом.

Петр Дик работал в оригинальная технике – пастель и уголь по наждачной бумаге. Его творчеству свойственны строгие и, вместе с тем, тонкие цветовые сочетания, экспрессивный лаконизм в изображении фигур, высокое эмоциональное напряжение каждого образа.

До конца своих дней художник сохранял самое трепетное отношение к профессии. "Лист – это Космос, это бесконечность. Вести диалог с листом нужно чутко и внимательно, как и с любым материалом. Это живой организм, с которым ты вступаешь в контакт. Работа начинает жить какой-то внутренней жизнью, я заранее не знаю, чем она кончится. Все элементы начинают взаимодействовать друг с другом, возникает собственная стихия пространства, пластики, ритма, цвета, света – путь к тому, что называю органикой. Когда работа приобретает собственное лицо, она начинает существовать".

Лучшие произведения графики Петра Дика можно увидеть на выставке "Вычитание случайностей" в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина с 9 августа по 15 сентября.


В начале 1990-х культурная жизнь столицы была очень оживленной. Выставочные залы и галереи росли, как грибы после дождя, а несколько независимых организаций чуть ли не одновременно стали претендовать на статус главного оплота современного искусства. После непродолжительных, но бурных разборок арт-сцену поделили: сегодня в Москве есть и Институт современного искусства, и музей с аналогичным названием и, наконец, Государственный центр современного искусства (ГЦСИ).

Спустя некоторое время оказалось, что именно ГЦСИ по всем пунктам культурной жизни явно опережает своих конкурентов – активно контактирует с коллегами по всей России и за рубежом, открывает филиалы, устраивает выставки и, что немаловажно, регулярно пополняет свое собрание произведениями современных художников. И если поначалу центр мог рассчитывать только на добровольные пожертвования художников и частных коллекционеров, то с 1997 г. Министерство культуры согласилось оплачивать закупку произведений современного искусства, отобранных экспертами. Раньше подобные закупки делались исключительно для музеев и библиотек.

В результате в фондах ГЦСИ оказались шедевры, которым могла бы позавидовать даже Третьяковка. В коллекции, насчитывающей более 1000 единиц хранения, есть не только живопись и графика, но и объекты, видео-инсталляции и прочие произведения, созданные "по последнему слову техники". А в самом ближайшем будущем Центр рассчитывает пополнить свои фонды работами актуальных современных художников.

На выставке новых поступлений ГЦСИ, реализуемой в рамках программы "Коллекции", представлено четыре десятка экспонатов, отражающих состояние российского искусства новейшего времени. Произведения художников, получивших известность еще в 1960-е годы, соседствуют с творчеством перестроечного поколения и даже с работами молодых дарований, проявивших себя в последнее десятилетие.

Целью программы является привлечение самых широких слоев общества к проблеме формирования фондов новейшей визуальной культуры, постоянное расширение коллекции Центра в целях создания будущего музея новейшего искусства. Рекламно-популяризаторская концепция программы ГЦСИ рассчитана не только и не столько на добрую волю отдельных представителей широкой общественности, сколько на специальные структуры, способные принять участие в этом процессе своей спонсорской или другой соответствующей функциональной поддержкой.

Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), с 8 августа по 4 сентября.

Выбор читателей