Пушкинский музей промахнулся с экспонатами

В этом году знаменитые "Декабрьские вечера" в ГМИИ отмечают юбилей. По такому случаю дирекция музея решила пожертвовать качеством экспозиции ради чествования основателя фестиваля Святослава Рихтера


ФОТО: museum.ru



Постоянным посетителям Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина хорошо известно, что месяц декабрь – время самых интересных и необычных вставочных проектов в ГМИИ. Уже четверть века музыкально-художественный фестиваль, когда-то основанный самим Святославом Рихтером, собирает здесь лучших исполнителей со всего мира. По такому случаю в музее открывается специальная выставка, причем кураторы стараются побаловать зрителей шедеврами из зарубежных музеев – дорогое удовольствие, которое ГМИИ, по-видимому, может себе позволить только раз в году.

"Декабрьские вечера" вошли в жизнь музея закономерно и естественно. Они стали его "вторым призванием", если хотите, его "Скрипкой Энгра". Занятием факультативным, необязательным, но, как оказалось, многократно расширившим наши возможности в диалоге со зрителем. Музыкальный фестиваль придал музею новое измерение, обогатил восприятие глубиной ассоциаций, широтой представлений о времени создания художественных произведений, размышлениями о природе искусства. Он вернул нас к начальному пониманию нашего Дома как Музея изящных искусств" – считает директор музея Ирина Антонова.

В нынешнем сезоне фестиваль отмечает свой юбилей, что, разумеется, стало еще одним поводом вспомнить об его основателе. В память о лучшем друге музея дирекция решила сделать исключение из обычного правила и пожертвовать качеством экспозиции ради чествования Святослава Рихтера.

Название выставки "Скрипка Энгра. Второе призвание. XX век" отсылает к известному историческому анекдоту о великом французском живописце: намаявшись за день с красками, Энгр отводил душу, играя на скрипке в небольшом оркестре. Стоит ли удивляться, что талантливые люди, проявившие себя на ином поприще, в свободную минуту брались за карандаши и кисти.


Фото: museum.ru

Святослав Рихтер тоже грешил страстью к живописи. Именно это и стало поводом собрать на юбилейной выставке рисунки и картинки известных деятелей литературы и искусства. С точки зрения логики – затея весьма сомнительная. Все-таки гениальный пианист обладал элементарным чувством вкуса и, судя по всему, подозрительно относился ко всякого рода любительщине. Возможно, качественная и интересная выставка порадовала бы музыканта значительно больше, чем странноватая экспозиция сомнительных экзерсисов, дополненная унылыми синюшными баннерами, одновременно напоминающими школьные стенды и доску почета провинциальной фабрики.

В экспозицию вошли свыше 200 живописных и графических работ С.Рихтера, Г.Гессе, Ф.Дюрренматта, Ж.Кокто, Г.Миллера и других, не менее известных личностей. Порадует зрителя немногое – пожалуй, только театральные эскизы Михаила Чехова и Юрия Завадского, оригинальная графика Дюрренматта и живопись Сержа Лифаря. Поклонники Гессе, возможно, восхитятся видами сельской местности, значительно уступающими по качеству литературным произведениям писателя. И не исключено, что фанатов Людмилы Петрушевской умилят акварельные портретики, которые пару столетий тому назад моли бы украсить домашний альбом любой уездной барышни.

Загадочные композиции отечественного режиссера Владимира Наумова явно навеяны концептуалистами московского андеграунда второй половины прошлого века. А вот красочные полота немецкого певца и дирижера Дитриха Фишера-Дискада свидетельствуют о знакомстве автора с шедеврами экспрессионизма.

Зато на фоне любительских акварелей экс-руководителя Большого Театра Владимира Васильева и известного американского писателя-провокатора Генри Миллера меланхолические пейзажи отца-основателя фестиваля смотрятся вполне пристойно.

Небольшая документальная выставка, одновременно открывшаяся в одном из залов Музея, включает в себя фотоматериалы о предыдущих фестивалях "Декабрьские вечера".

Выбор читателей