На российском авиарынкке появится новый крупный игрок

К лету 2006 г. в России может появиться новый авиаперевозчик, который сразу войдет в число сильнейших игроков отрасли. Вероятнее всего, это станет наиболее заметным событием в процессе укрупнения данного рынка




К лету 2006 г. в России может появиться новый авиаперевозчик, который сразу войдет в число сильнейших игроков отрасли. Речь идет о создании единой авиакомпании на базе альянса AiRUnion. Вообще-то, окончательное слияние его участников планировалось еще до конца текущего года. Однако в намеченные сроки не удалось согласовать условия данного процесса с государством, сейчас ведутся переговоры по этому поводу, сообщил на пресс-конференции в Москве Борис Абрамович, генеральный директор "Красноярских авиалиний" – управляющей компании союза.

Напомним, AiRUnion был образован в начале текущего года. Помимо KrasAir в объединение входят "Домодедовские авиалинии", "Самара", "Омскавиа" и "Сибавиатранс". По итогам этого года альянс в общей сложности перевезет порядка 4-4,5 млн пассажиров. Как отметил Борис Абрамович, при подборе участников решающим фактором являлась маршрутная сеть, поэтому "состав альянса оптимален, в нем нет лишних компаний", хотя с точки зрения рентабельности он весьма неоднороден. Если сама KrasAir входит в четверку крупнейших авиаперевозчиков России, выполняет около 6% всех пассажирских перевозок на внутренних и более 3% на международных воздушных линиях и планирует закончить 2005 г. с прибылью, то "Домодедовские авиалинии" и "Самара" – проблемные компании, которые вряд ли закончат этот год с положительными финансовыми результатами. "Но их убытки будут на порядок меньше, чем в прошлом году, и чем могли бы быть вне альянса", – отметил г-н Абрамович.

Объединение пяти компаний в одну планируется провести в три этапа. В настоящий момент подходит к концу первый из них – паритетное сотрудничество авиакомпаний в рамках альянса, предполагающее юридическую самостоятельность участников. Уже проведена оптимизация парка воздушных судов, маршрутов, расписания, коммерческой политики авиакомпаний-участниц AiRUnion. Кроме того, централизованы отдельные организационные функции. По словам Бориса Абрамовича, объединение позволило, в частности, его участникам добиться снижения закупочных цен на топливо за счет оптовых скидок в Москве, Самаре и Красноярске, сэкономив при этом за 9 месяцев 2005 г. 171,9 млн рублей. Ожидается, что общий синергетический эффект первого этапа проекта объединения превысит 1 млрд руб., в том числе 700 млн – за счет сокращения расходов и 320 млн – за счет увеличения доходов.

Теперь идет подготовка ко второму этапу, предполагающему переход авиаперевозчиков альянса на единую акцию. Процесс этот предполагается осуществить в два шага – создание холдинга и, позднее, окончательная реорганизация в форме слияния. Третий этап предполагает экстенсивное и интенсивное развитие авиакомпании AiRUnion с целью расширения доходной базы и доли рынка. Будущая компания намеревается существенно расширить маршрутную сеть и осуществить выход на международный рынок, заняв одну из лидирующих позиций в сфере трансроссийских перевозок. Рассматривается также возможность выхода на IPO, предположительно в 2008 году. "В настоящее время KrasAir начала работу по переходу на МСФО, возможно, уже в 2006 г. отчетность компании будет вестись по международным стандартам. Но чтобы выйти на IPO необходимо отчитываться по МСФО в течение трех лет подряд. Однако говорить о выходе на фондовый рынок имеет смысл только в отношении объединенной авиакомпании AiRUnion. И раньше чем через 2-3 года мечтать об этом вряд ли стоит", – отметил глава "Красноярских авиалиний".

Если желанное слияние в единую авиакомпанию к летней навигации все же произойдет, вероятнее всего, это станет наиболее заметным событием в процессе укрупнения данного рынка, который до сих пор происходил в основном за счет исчезновения небольших компаний или их поглощения более сильными конкурентами. По мнению руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Александра Юрчика, в идеале должно остаться порядка 5-6 крупных авиакомпаний и 10-20 перевозчиков поменьше. Пока же в России их существует порядка 200 (данные ФАВТ по состоянию на февраль 2004 года). Правда, если учесть, что в 1994 г. "воздушных извозчиков" насчитывалось почти 400, процесс сокращения движется довольно бодрыми темпами.

Выбор читателей