Переписывая историю футбола…

ЦСКА прибавил себе дюжину лет. И получилось, что клуб, представлявший Красную, Советскую, а ныне Российскую армию образовался задолго до возникновения этой армии и самого государства, которому эта армия принадлежала


ФОТО: cska-football.ru



Давно подмечено, что огромную роль в нашей жизни играют случайности. Вот и этих заметок, возможно, никогда бы не было, если бы не случайность. Один приятель попросил раздобыть армейский вымпел для болельщика ЦСКА. Вскоре заветный предмет был выдан мне одним из работников клуба. В момент передачи я не мог не обратить внимания на одну деталь: оказывается, годом основания ЦСКА теперь считается 1911-й, что и было указано на вымпеле.

Поразившись, я решил проверить полученную информацию на официальном сайте клуба. И точно: красочная заставка повествует об истории ЦСКА, а начало этой истории ведется с момента создания ОЛЛС - Общества любителей лыжного спорта, основанного именно в 1911 году.

Вот как, оказывается, можно отстать от жизни. Я-то грешным делом полагал, что знаю историю московского футбола еще со времени своего приобщения к этой прекрасной игре, а было это, понятно, в далеком детстве. Тогда считалось, что первым из больших столичных клубов возникло "Динамо", созданное в мае 1923 года. Чуть позже, в том же 1923-м, образовался клуб, ныне именуемый ЦСКА. Оно и понятно: раз одно силовое ведомство обзавелось своим футбольным коллективом, другое не могло остаться в стороне. Так что "Динамо" и ЦСКА были практически ровесниками. Ну а значительно позже возникли "Торпедо" (1930) и "Спартак" (1935).

Да, так считалось в прежние времена. Но потом, видимо, наступили времена иные, когда стало модно переписывать историю, в том числе и футбольную. Клубы, должно быть, посчитали, что приписка в несколько лет существенно прибавит им веса и авторитета, и вот "Спартак" нашел способ в одночасье превратиться из "младшего брата" в "старшего". Теперь свою историю красно-белые ведут с 1922 г., записав в предтечи целую группу коллективов - МКС, "Красную Пресню", "Дукат", "Пищевиков", "Промкооперацию". По всей видимости, основанием для этого послужил тот факт, что за МКС играли братья Старостины, с именами которых спартаковская история связана неразрывно.

Но теперь выясняется, что радовались спартаковцы своему "старшинству" недолго: ЦСКА одним махом списал (точнее, прибавил) дюжину лет. И получилось, что клуб, представлявший Красную, Советскую, а ныне Российскую армию образовался задолго до возникновения этой самой армии, да и самого государства, которому сия армия принадлежала.

В связи с этим впору задуматься: что же означает первая буква в аббревиатуре армейского клуба? Нет ли здесь какой-либо связи с понятием "царский"? А что, согласитесь, вполне логичный вопрос, если мы пришли к тому, что ЦСКА ведет свою историю еще со времен царской России.

На этом фоне поистине удивительна пассивность других клубов. Например, "Торпедо" вполне могло бы "постареть" на несколько лет, вспомнив, что еще в 1919 г. в районе нынешней станции метро "Автозаводская" начал развиваться футбол, а в 1922 г. тамошняя команда "Замоскворечье" уже провела международный матч с гостями из Финляндии! А поскольку история "Торпедо" связана с историей завода ЗИЛ, то почему бы не оттолкнуться от предшественника этого автогиганта - завода АМО, заложенного аж в 1916 году? Вот и еще одна "царская" команда получится.

Но все равно всех смог бы при желании перещеголять "Спартак". Как известно, два брата Старостиных - Николай и Александр - до МКС играли в клубной команде Русского гимнастического общества. А общество это, прошу заметить, было основано в 1881 году! Вот уж этот рекорд никто бы никогда не побил. А почему нет? Если ЦСКА - наследник лыжников, отчего бы "Спартаку" не считать себя наследником гимнастов?

На этом фоне обездоленным выглядит "Динамо", созданное на пустом месте. Ему, увы, негде искать приращения истории. Разве что узнать, когда была основана детская больница святой Ольги в Орлово-Давыдовском переулке. Ведь именно эта больница согласилась выделить для образовавшегося коллектива свой пустырь, на котором вскоре был построен первый динамовский стадион. Вдруг выяснится, что данное лечебное учреждение было основано еще раньше, чем Русское гимнастическое общество? Вот это будет удар по конкурентам!

Шутки шутками, но история - это не только цифры и даты, это значительно больше. И прежде всего, это наше отношение к ней и к тем, кто ее творил. Эх, если бы отношение к истории было хоть наполовину столь же ревностным, сколь стремление приписать себе год-другой...

Историю легко делить, спорить из-за нее до хрипоты, как делали это в свое время два "Торпедо", периодически менявшие свои названия. "Москва" нынче играет на стадионе имени Стрельцова, зато в Лужниках - доме другого "Торпедо" - стоит памятник Эдуарду Анатольевичу. Ну вот и славно: каждому досталось по кусочку великой истории, каждый теперь может гордо заявлять: "Мы - наследники!". А дальше что?

Отношение к истории, отношение к ветеранам - вот подлинное нравственное мерило. "Динамо" когда-то пыталось хранить свою историю, помнило, например, о славной поездке в Великобританию в 1945 году. К 55-летию этого турне была, в частности, выпущена книга "19:9. Взгляд сквозь годы". А уже 60-я годовщина прошла практически незамеченной. Не за горами 65-я. Вспомнят ли нынешние динамовские руководители? Трудно сказать.

Увы, слишком часто мы становимся свидетелями совсем не того отношения к ветеранам, какого хотелось бы. Когда-то с горечью рассказывали спартаковские старики, как покойная Лариса Нечаева, верховодившая одно время в клубе, по-хамски рявкнула на олимпийского чемпиона Анатолия Исаева: "А вы вообще кто такой?" Анатолий Константинович, опешив, смог лишь указать пальцем на одну из старых фотографий, висевших на стенах клубного офиса: "Да вот я". "Ну, это когда было, теперь это никому не интересно", - последовал ответ...

А часто ли у нас устраиваются минуты молчания в память об ушедших ветеранах? Смотришь иностранные матчи и видишь, что там чуть не каждую неделю играют с черными повязками. У нас же если вдруг и отдадут последний долг, так, дай бог, одному из десяти - наверное, если кто-нибудь со стороны подскажет, что промолчать будет просто верхом неприличия. В большинстве же своем ветераны уходят незамеченными и забытыми. И новым поколениям болельщиков никто о них не рассказывает, книг о них не издает (если что и появляется на свет, то по инициативе меценатов, а не клубов). А вот в Англии в любом из тысяч футбольных пабов каждый болельщик, независимо от возраста, назовет вам имена всех игроков на бесчисленных фотографиях, какими бы старыми эти фотографии ни были. Можете поверить, это действительно так, лично убеждался не раз и не два.

Вот она, история. Летопись-то свою можно вести хоть от Рождества Христова, да только не в этом дело...

Выбор читателей