Россия заняла достойное место в рейтинге непостоянства

В рейтинге стран с самыми непостоянными правительствами России досталась последняя строчка. Тот факт, что мы уступаем верхние позиции Перу, Гвинее-Бисау, Киргизии по столь сомнительному показателю, не может не радовать




Топ-10 стран с самыми непостоянными правительствами составил "КоммерсантЪ". По подсчетам журналистов газеты выходит, что России в нем досталась последняя строчка. Тот факт, что мы уступаем верхние позиции рейтинга Перу, Гвинее-Бисау, Киргизии, маленьким островным государствам Токелау, Сан-Томе и Принсипи по столь сомнительному показателю, не может не радовать. Как, впрочем, не разочаровывает и отсутствие России в списке стран с самыми устойчивыми правительствами, где позиции прочно удерживают Бахрейн, Барбадос и Люксембург. Оба эти рейтинга вряд ли могут восприниматься серьезно, скорее - как забавный факт.

В политологии принято считать, что частая смена правительств является проявлением нестабильности политической системы и неразвитости политических институтов. "Сильная" система характеризуется легитимностью внутреннего характера по отношению к той власти, которая принимает такие решения. В "слабой" политической системе легитимность оказывается не только внутренней, но и внешней.

По характеру действий "сильная" политическая система отличается большей масштабностью, однозначностью шагов и их стратегическим характером. "Слабая" - вязнет в краткосрочных проектах. Но решения, вызревшие в ее недрах, учитывают интересы всех политических сил. В "сильной" же системе всегда существует конфликт с оппозицией, а крайней формой является диктатура.

Оба варианта политических систем - "сильный, решительный" и "слабый, консенсусный" - тем не менее характерны и для стран с традиционной демократией. К первому относят, например, Великобританию, ко второму - США.

Складывается впечатление, что во время проведения реформ (в России, Киргизии, Боснии и Герцеговине) в условиях принятия непопулярных решений именно "сильная" политическая система представляется более предпочтительной. И признаки ее несложно обнаружить в том числе и в нашей стране. Например, кто может оспорить тот факт, что в последние лет семь, как минимум, в России решения принимаются быстро, подчас неожиданно для рядовых граждан? А ведь это еще один признак "сильной" политической системы - высокая скорость и низкие издержки на принятие решений. В ситуации с Россией эти шаги, смены правительств в том числе, не направлены на смену курса реформ. Явных признаков нестабильности или ее угрозы нет.

Напомним, в компанию с Россией в топ-10 непостоянных правительств попали страны, недавно пережившие военные перевороты и потрясения (Гвинея-Бисау, Непал), государства с законодательно закрепленной частой ротацией премьер-министров (Токелау, Бутан), то есть страны с абсолютно неразвитой политической системой с точки зрения классической политологии.

Это соседство никак не повлияет на наш имидж. Идеальной политической системы не существует. Сильные ее стороны легко превращаются в слабые, и наоборот. Опубликованный "Ъ" рейтинг не подтвердил никакой политологической аксиомы, вместив в себя государства с различной политической культурой.

Выбор читателей