Вина за летние грозы лежит на человеке

В сильных грозах, оказывается, виноваты не коварные циклоны, а человечество с его автомобилями и заводами. Вредные примеси в воздухе не дают дождям пролиться до того, как сформируются грозовые тучи




Виновниками проливных дождей, оказывается, часто становятся не коварные циклоны, а мы сами. Точнее, разнообразные блага научно-технического прогресса, активно используемые человечеством на производстве и в быту.

Физик Томас Белл и его коллеги из Центра им. Годдарда, NASA, обнаружили, что летние грозы в США значительно сильнее в середине недели, нежели на выходных. Причиной тому - разный уровень загрязнения воздуха. Естественно, в будние дни гораздо больше дыма от машин и производственных выбросов, а значит, и вредных примесей в воздухе.

Авторы исследования отмечают, что вызванное деятельностью человека загрязнение воздуха препятствует выпадению осадков на ранних стадиях роста грозовых туч и приводит к тому, что облака удерживают значительно больше воды. В автомобильных выхлопах и производственных выбросах содержится большое количество мелких частиц, которые служат ядрами конденсации влаги. Чем их больше, тем меньше размер капель, тем дольше они задерживаются в воздухе.

В доказательство своей теории ученые приводят данные наблюдений со спутника Tropical Rainfall Measuring Mission в период с 1998 по 2005 гг., согласно которым со вторника по четверг отмечалось большее количество осадков, чем в другие дни. "Это показывает, что мы делаем грозы более сильными", - заявил по этому поводу Томас Белл.

Добавим, что пик гроз, согласно полученным исследователями данным, приходился на середину дня. А сила полуденных гроз во вторник в 1,8 раза превышала показатели субботних дождей.

Если верить данным американских ученых, то становится понятно, почему в последние дни москвичам так редко удается выйти на улицу без зонта. Еще весной британская Mercer Human Resource Consulting опубликовала результаты проведенного ее сотрудниками исследования, имевшего целью выявить наиболее загрязненные населенные пункты. И российская столица удостоилась 14-го места.

Впрочем, московские чиновники уверяют, что дела с чистотой в мегаполисе обстоят вовсе не так плохо. Начальник отдела по надзору за содержанием зеленых насаждений Мослесхоза Валентина Бессарабова, в частности, заявила: "Наша столица намного чище, чем Париж и Лондон. По качеству воздуха в жилых районах мы не уступаем европейским городам. Так что результаты исследования я считаю необъективными".

Того же мнения придерживаются представители Мосэкономмониторинга: "Очень странный рейтинг. Мы регулярно сравниваем состояние московского, парижского и лондонского воздуха. Так вот, в жилых кварталах он ничуть не хуже. А вот вдоль трасс - да, намного грязнее. Автопарк-то у нас неэкологичный - 40% легковых машин отечественные, с жутким выхлопом. Да и бензин отнюдь не "Евро-4". По уровню чистоты выхлопа мы отстаем от Европы лет на десять. Но, например, в Гонконге воздух намного грязнее, чем в Москве".

Но независимые эксперты не столь оптимистично настроены, считая, что доля истина в составленном рейтинге все же имеется. Они отмечают, что главный фактор загрязнения московского воздуха - это трехмиллионный автопарк, состоящий по большей части из машин, не отвечающих европейским стандартам.

Выбор читателей