ЦДХ превратится в "Г"

Вместо знаменитого комплекса на Крымском Валу может появиться нечто в форме буквы "Г". Третьяковской галерее и Центральному дому художника отводится роль дорогостоящего забора, за которым расположатся райские кущи




Скандал вокруг здания Центрального дома художника (ЦДХ) и Государственной Третьяковской галереи (ГТГ) на Крымском Валу разгорелся в апреле этого года, хотя слухи о предстоящей реконструкции или полном его сносе ходили уже давно. Однако все проекты натыкались на два препятствия. Во-первых, очень сложная структура собственности на землю: та, что находится под зданием, - российская, вокруг него - принадлежит городу. Во-вторых, в самом сооружении 60% принадлежит Третьяковке (она, ко всему прочему, имеет бессрочный договор аренды земли), а 40% - Международной конфедерации союзов художников. Кроме того, эта территория является природным комплексом, что также накладывает определенные ограничения по строительству.

В апреле же стало известно, что вместо привычного глазу серого прямоугольника может быть построен по проекту британского архитектора Нормана Фостера многофункциональный комплекс "Апельсин" - 15-этажный оранжевый монстр, корпуса которого похожи на апельсиновые дольки (их всего пять). По задумке автора, он должен включать в себя просторный музей на первых этажах, гостиницу, офисы и жилые апартаменты. Помимо этого, кардинальные изменения ждут и прилегающую территорию - парк Музеон, Художественный лицей, - неизвестной остается судьба купеческого дома Третьяковых, в котором родился основатель галереи.

Эти планы вызвали резкий протест у общественности, а директор ГТГ Валентин Родионов и председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников Масут Фаткулин даже выпустили открытое заявление. Сейчас к обсуждению вопроса подключилась Общественная палата, которая крайне обеспокоена сложившейся ситуацией.

В результате всех перестроек и модернизаций руководство ГТГ хочет получить отдельно стоящее здание, поскольку сейчас музею живется очень тяжело: не хватает площадей, хранилищ, и даже то, что Третьяковка находится от метро дальше, чем Дом художника, становится препятствием для ценителей искусства - они не всегда в силах добраться до заветной цели. Ирина Лебедева, заместитель гендиректора Третьяковской галереи, также обеспокоена и тем, что все 23 года существования в этом здании ГТГ живет в тени ЦДХ, с которым галерею, ко всему прочему, постоянно путают и отождествляют.

Сергей Ткаченко, директор НИиПИ Генплана Москвы, подтвердил, что после многократных обращений руководства Третьяковки с просьбой обратить внимание на ее нужды в марте этого года было дано правительственное поручение "рассмотреть возможность развития этой территории для реализации планов Государствнной Третьяковской галереи". Сейчас Москомархитектура разрабатывает проект планировки территории, который должен пройти публичные слушания. В них имеют право участвовать и высказывать мнение жители и сотрудники учреждений, расположенных в близлежащих кварталах. "Не надо говорить ни про "Апельсин", ни про что-то еще - это преждевременно, это архитектурная провокация для привлечения внимания к этому месту, некое давление на общественность. Что будет, какой формы это будет, кто это будет проектировать и кто будет инвестором, сегодня не известно", - подытожил Ткаченко.

По мнению директора Центрального дома художника Василия Бычкова, основной задачей активно разрабатываемого планировочного решения является расчистка территории для инвесторов. Причем делается это под благовидным предлогом улучшения условий для Третьяковской галереи. Однако он уверен, что это можно прекрасно сделать, не снося здание, - "несколько лет назад был представлен ряд замечательных проектов, уважительно относящихся к существующей архитектуре".

Бычков рассказал, что новое здание, в котором должны разместиться ЦДХ и Третьяковская галерея, будет по форме напоминать букву "Г" и подходить вплотную к Садовому кольцу. "Лучшая часть этой буквы "Г", а также вся территория, которая должна освободиться после предполагаемого сноса ЦДХ, отдается инвестору, причем не понятно, подо что, - отметил он. - Ни о каком улучшении условий не идет речи. Зданиям Третьяковки и ЦДХ отводится роль дорогостоящего забора, который должен взять на себя весь транспортный ужас Садового кольца: вибрацию, пыль, шум. А за ним расположатся райские кущи, где на месте снесенного ЦДХ возникнет нечто".

Выбор читателей