"Сухой" продает Superjet оптом

Перспективный пассажирский лайнер в количестве 30 штук собралась приобрести венгерская Malev. Авиаперевозчику это обойдется примерно в миллиард долларов, которые, скорее всего, будут потрачены из кармана российских налогоплательщиков




Первый же день международного авиасалона в парижском Ле Бурже оказался для российского авиапрома воодушевляющим: "Сухой" подписал с венгерской авиакомпанией Malev предварительное соглашение о поставке 30 лайнеров SuperJet.

Согласно достигнутым договоренностям, поставки начнутся в 2011 г., ежегодно Malev будет получать по шесть самолетов. SuperJet 100 разрабатывается АКБ "Сухой" совместно с консорциумом зарубежных компаний, в числе которых итальянская Alenia Aeronautica (отвечает за сертификацию и продвижение лайнера на рынках), американская Boeing (консультирует по вопросам менеджмента и маркетингового планирования), французские Snecma (участвует в разработке двигателей) и Thales (разработка авионики). В 2001 – 2006 гг. проект был известен под аббревиатурой RRJ (Russian Regional Jet).

Разработка самолета не была гладкой: летом прошлого года руководство "Сухого" сообщило о том, что поставки принципиально нового для РФ лайнера будут задержаны, и первый заказчик – компания "Аэрофлот" – получит SuperJet в третьем квартале 2009 г., то есть на год позже запланированного. В ноябре того же года министр финансов Алексей Кудрин обвинил одного из разработчиков двигателей SuperJet – НПО "Сатурн" – в неэффективности.

Лайнер, который должен заменить на российских маршрутах устаревшие и выведенные из эксплуатации Ту-134, поставляется в двух комплектациях: базовой, вмещающей 98 пассажиров, и укороченной – на 78 посадочных мест. Malev собирается приобрести SuperJet в первой из них – Superjet 100-95. Максимальная дальность полета такого лайнера составляет 4,4 тыс. км на скорости 930 км/час.

Интересно, что деньги на покупку лайнеров венгерскому перевозчику, как пишет сегодняшний "КоммерсантЪ", скорее всего, предоставят российские госструктуры – 49% Malev принадлежит российскому Внешэкономбанку (ВЭБ). "Если нам поступит соответствующее предложение, то мы, как Банк развития, одна из основных функций которого – поддержка российского высокотехнологичного экспорта, рассмотрим варианты финансирования", – заявил газете представитель ВЭБ.

Выбор читателей