Есть упоение в бою...

Во второй части киноэпопеи о трансформерах мы наблюдаем, как миллионы превращаются в компьютерные эффекты. От мельтешения суперботов на экране кружится голова, грохот стоит неимоверный

Трансформеры: Месть падших (Transformers: Revenge of the Fallen)
США, 2009
Режиссер: Майкл Бэй
В ролях: Шиа Лабеф, Меган Фокс, Джон Туртурро, Джош Дюамель, Рамон Родригес, Изабель Лукас





К 25-летней годовщине первого появления сериала на американском телевидении известный постановщик блокба$теров Майкл Бэй снял вторую часть мегабюджетной киноэпопеи "Трансформеры" и сразу же взялся за третью, поскольку в коммерческом успехе картины мало кто сомневался.

На сей раз увеличение бюджета всего на треть (первый фильм два года назад стоил $150 млн, этот - $200) дало прирост компьютерных эффектов раза в три, превратив "Месть падших" в умопомрачительную детскую видеоигрушку длиной в два с половиной часа.

Забастовка голливудских сценаристов в какой-то мере приостановила победное шествие трансформеров по экранам, иначе мы получали бы по серии в год, и, к сожалению, негативно отразилась на сюжете этого сиквела, разбитом на две неравные части.

Первая - комедийный микст из всех известных фантастических и фэнтези триллеров, от "Чужих" и "Звездных войн" до "Властелина колец", насыщенный всевозможными трюками со стиральными машинками, тостерами, утюгами, щипцами для волос etc., по мановению волшебства превращающимися в механических зверей. Все началось с того, что главный укротитель ботов Сэм (ЛаБеф) нашел в кармане старой куртки осколок магического металла, без которого трансформеры - просто куски ржавого железа. В колледже, куда главный герой поступает, после того как в предыдущем фильме ситуация с трансформерами была засекречена, а его родной дом разбомбили мини-боты, у Сэма возникает психическая болезнь, связанная с тем, что ему каким-то образом передалось все космическое знание о древнейшей цивилизации Десептиконов. Подлые роботы-убийцы начинают охоту из космоса за своим мнимым "повелителем" и возобновляют войну с положительными автоботами, в которой Сэм оказывается главной добычей. Чтобы оживить действие, нам демонстрируют модельные стати его подружки Микаэлы (Фокс), ревнующей к внезапно появившейся красотке (Лукас), и параллельно начинается "роман с трансформером".

В этой части фильма присутствует некоторое число довольно фривольных шуток и сцен, заставляющих наивного зрителя поверить, что перед ним осмысленная комедия. Действительно, появляются новые комические персонажи, вводится сосед героя по общаге, придурковатый Лео (Родригес), оживает главный борец с инопланетными гостями агент Симмонс (Туртурро), есть смешные эпизоды с родителями Сэма и их спаривающимися собачками, присутствует обязательный "студенческий" антураж - в общем, фильм обещает быть забавным. Но ожидания оказываются тщетны. Все новые лини "проброшены" в никуда и служат балластом между бесконечными сценами разборок межу роботами. Мы наблюдаем, как миллионы превращаются в компьютерные эффекты, и это быстро надоедает. Все сюжетные неожиданности заканчиваются на эпизодах схватки трансформеров, которые где поймают друг друга, там и мочат почем зря.

Сначала в космосе, потом в городе, в лесу, затем на море, в воздухе, и, самое главное, в иорданской пустыне, где с лица земли, не глядя, стирается знаменитая каменная Петра, наследие ЮНЕСКО. В туристическом Египте та же участь постигает луксорские пирамиды - этот эпизод идет последние полчаса, заставляя даже тех родителей, что привыкли спать на сеансах, продрать глаза и судорожно вздрагивать при каждом взрыве.

От мельтешения суперботов на экране начинает тошнить и кружится голова, грохот стоит неимоверный, а длина самого крутого десептикона, если его разъять на составные части и выложить в ряд, протянется до Луны и обратно. Причем осмысление потасовки, которой отдан финал картины, поддается разве что дошколятам. Какая-то космическая пушка внутри пирамиды Хеопса призвана погасить наше Солнце... в общем, забастовка сценаристов в полный рост. Но чертовски красиво.

Что же до художественных достоинств картины, Бэй себе не изменяет. Еще с "Армагеддоном" он поставил рекорд кадров в полнометражной ленте. И тут план длинней трех секунд вряд ли сыщется, это бесконечный клип, который, как утверждают спецы по масс-медиа, стал эталоном современного монтажа.

Хотя на премьере не были замечены подростки и продюсеры явно рассчитывают на полноценный охват аудитории, все-таки "Трансформеры" (пардон за тавтологию) трансформировались в традиционно глупый поп-фантастический киносериал, где кроме аттракциона с превращением машинок марки "Шевроле", проплатившей весь продакт-плейсмент, в детские игрушки ничего путного нет.

Зрелище о роботах на два с половиной часа должно быть хотя бы немного разбавлено внятными "человеческими" линиями, чтобы и актерам было что сыграть, а не только программистам и дизайнерам показать свое недюжинное мастерство. А то после третьей шутки ниже пояса взрослому человеку становится томно, несмотря на бесконечные перестрелки. Да и слабому полу, боюсь, такое концентрированно маскулинное кино не придется по вкусу, даже в виде комикса, то есть - минус половина аудитории.

Впрочем, это беда всех сиквелов, среди которых удач - единицы. С другой стороны, когда у фильма бюджет, как у всего российского кино за пару лет, хочется видеть результат, и в данном случае он налицо. Одна сцена затопления авианосца со всеми самолетами чего стоит, недаром режиссер тренировался еще на "Перл-Харборе". Да и сами боты стали настолько вычурными и сложными, что хочется нажать стоп-кадр и рассмотреть каждого в отдельности. Самый долгожданный блокба$тер лета стоит увидеть хотя бы для того, чтобы понять: в современном кино ничего невозможного по аудиовизуальной части больше нет. Чего, к сожалению, не скажешь о сценариях.

Выбор читателей