Россияне платят за здоровье частным порядком

Даже кризис вряд ли вернет граждан РФ в лоно государственной системы здравоохранения. Но они предпочитают оплачивать каждый визит к врачу по мере необходимости, поэтому добровольное медицинское страхование физических лиц пока буксует




За последние 15 – 20 лет россияне привыкли платить за качественные медицинские услуги, и даже кризис вряд ли вернет их в лоно государственной системы здравоохранения: на здоровье, как правило, люди стараются не экономить. Особенно это касается представителей среднего класса, которые являются основными клиентами частной медицины. Впрочем, выйти вовсе без потерь из периода общих экономических трудностей ей тоже не удастся.

Механизмы платных услуг и неформальных платежей на сегодняшний день являются наиболее эффективными средствами получения медицинской помощи в России. Такой вывод сделали авторы исследования "Анализ перспектив развития частного финансирования здравоохранения", подготовленного Институтом экономики переходного периода. По данным Росстата, за период с 1994 по 2007 гг. затраты на платные медицинские услуги и приобретение медикаментов выросли в сопоставимых ценах в 7,9 раза, в то время как государственные в 2006 г. превысили уровень 1994 г. лишь в 1,1 раза. При этом с 2000 г. государственные затраты на здравоохранение выросли в 1,5 раза, а частные – в 2,6 раза.

В структуре частных расходов на здравоохранение почти половину составляют затраты населения на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения в розничной сети. Расходы на платные медицинские услуги и неформальные платежи в сумме достигают 21,5% частных расходов, а взносы на добровольное медицинское страхование – 10,5%. Если рассматривать отдельно рынок платных медицинских услуг, прямые платежи населения и оплату за счет добровольного медицинского страхования (ДМС) занимают примерно одинаковые доли: 44% и 43% соответственно, а неформальные платежи достигают 13%. Правда, стоит отметить, что данные различных социологических исследований в оценках теневого сектора весьма заметно различаются – от 2% до 17% среди получавших амбулаторную помощь и от 7% до 23% среди пациентов стационаров. Но при этом, отдавая врачу деньги "в карман", пациенты становятся все более требовательными к качеству лечения, тогда как раньше готовы были оплачивать просто дополнительное внимание к собственной персоне.

Требовательность клиентов к качеству предоставляемых услуг определяет и специфику частных клиник, работающих официально. В основном, они ограничиваются лишь теми видами медицинской помощи, которые не связаны с тяжелыми или хроническими заболеваниями, когда быстрых позитивных результатов добиться сложно или вообще невозможно. Авторы доклада прогнозируют, что подобная ориентация будет сохраняться и в дальнейшем. Так что в случае возникновения серьезных проблем со здоровьем большинству граждан России придется все-таки обращаться за помощью к государственным лечебным учреждениям. По тем же причинам среди частных медицинских учреждений преобладают узкоспециализированные клиники, хотя в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к расширению спектра медицинских специальностей.

Наиболее ощутимо кризис отразился на рынке ДМС. До недавних пор он был самым быстрорастущим сегментом платной медицины, увеличиваясь на 25% – 30% ежегодно. Однако уже по итогам первого квартала 2009 г. сократился почти на 20%. Дело в том, что основу этого рынка составляет обслуживание корпоративных клиентов, на долю которых приходится около 90% оборота. Соответственно, кризисные волны увольнений вместе с сокращенными сотрудниками унесли и часть этих доходов. Кроме того, многие компании сейчас вообще отказываются от подобных программ.

А российские граждане не привыкли регулярно наблюдаться у врачей и зачастую обращаются к ним только в случае необходимости, оплачивая отдельно каждый такой визит. Тем более что программы ДМС пока довольно ограничены: они ориентированы в основном на получение амбулаторной помощи, традиционной для районных поликлиник. Лечение хронических болезней и таких серьезных заболеваний, как рак или СПИД, как правило, не предусматривается. Также обычно жестко регламентируется количество процедур, включенных в страховой полис, например, различных лабораторных исследований.

Выбор читателей