Китай обставил США по колесам

По итогам 2009 года китайский автомобильный рынок обогнал американский, став первым в мире по объемам. Эксперты считают, что на позиции лидера по этому показателю КНР останется надолго


ФОТО: AP



Завершившийся год оказался феноменально удачным для китайских автопроизводителей. В прошлом году в Поднебесной было приобретено, в общей сложности, 13,6 млн легковых машин и грузовиков – на 46% больше, чем в 2008 году. Это достижение позволило китайскому автомобильному рынку впервые в истории обогнать американский (в прошлом году жители США купили только 10,4 млн машин) и занять первое место в мире. Для сравнения: 33 года назад во всем Китае насчитывался 1 млн частных автомобилей.

Как пишет The Times, автомобильный бум стал результатом проводимой властями КНР программы экономической стимуляции, аналогичной той, что действует в США и некоторых европейских странах. Правительство Китая снизило налоги с продаж автомобилей до 5% и начало выплачивать компенсации автовладельцам, желающим обменять старые авто на новые (аналог действующей в США программы "Наличные за драндулет").

Опрошенные The Times эксперты расходятся во мнении относительно того, продолжится ли активный рост на китайском авторынке в наступившем году. Правительство страны не намерено баловать своих граждан и планирует в скором времени свернуть программу стимуляции авторынка, способного выжить и без нее. Некоторые аналитики считают, что продажи авто упадут; другие убеждены, что инвесторы автокомпаний, которых в Китае насчитывается 117, вправе по итогам 2010 г. снова ждать больших прибылей.

Не согласные с этим мнением указывают на любопытную особенность китайского автомобильного рынка: он растет совсем по другим причинам, чем остальные секторы местного потребительского рынка. Китайцы покупают автомобили в основном на доходы, полученные от продажи дорожающих акций и недвижимости. Постоянное подорожание ценных бумаг и недвижимости многим экспертам кажется немотивированным. В том случае, если этот пузырь все-таки лопнет, дела у китайских автопроизводителей пойдут намного хуже.

Однако, даже если это случится, пишет The Times, первое место по объемам продаж автомобильный рынок КНР в ближайшем будущем не отдаст: по сравнению с японским китайский рынок заполнен только на 7%, и перспективы его роста огромны: сейчас в стране с населением 1,3 миллиарда человек насчитывается всего 62 млн машин. По некоторым прогнозам, к 2020 г. в Китае будет уже 279 млн личных автомобилей. Это потребует от властей серьезных инвестиций в инфраструктуру и дорожное строительство: уже сейчас в Пекине насчитывается около 4 млн авто, ежедневно в столице Китая выдается около 2 тыс. водительских удостоверений. В 2010 г. на строительство автомагистралей в стране планируется выделить $130 миллиардов.

Выбор читателей