Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
|
Напомним, в большинстве стран ЕС и США подобные программы стартовали около года назад и способствовали заметному скачку продаж автомобильной техники. При этом средний размер выплат за сдаваемые авто составлял €2 тыс. - €2,5 тысячи.
Россия существенно опаздывает со стартом программы, что объясняется постоянным внесением изменений в ее условия. Начав действовать 8 марта, она продлится по 1 ноября 2010 года. Каждый сдавший свой автомобиль в переработку получит сертификат на 50 тыс. руб., принимаемый уполномоченным дилером в зачет стоимости покупки нового авто, собранного на территории России.
На реализацию программы правительством выделено более 11 млрд руб., что соответствует примерно 220 тыс. сертификатов. На утилизацию принимаются машины отечественного и импортного производства возрастом старше десяти лет, находившиеся во владении сдающего не менее одного года. В момент сдачи автомобиля в утиль его владельцу предстоит заплатить сумму в 3 тыс. руб., в связи с чем суммарный размер скидки становится уже не 50 тыс., а 47 тыс. рублей.
В то же время, еще до начала программы, возникают опасения, что она не принесет должных плодов и не наберет необходимого количества участников. Эти прогнозы подтверждает социологический опрос ВЦИОМ, проведенный среди российских автовладельцев.
Согласно ему, 71% российских автовладельцев являются собственниками подержанных машин, при этом 45% респондентов имеют в семье хотя бы один автомобиль старше десяти лет. Однако при этом участвовать в программе намерены всего 41% опрошенных. Не собираются к ней присоединяться 59% респондентов. Прежде всего, это владельцы подержанных автомобилей иностранного производства (85%). Главной причиной отказа называются неподходящие условия программы (37%) и недоверие к государственным программам в целом (30%).
Действительно, условия программы существенно отличаются от тех, что были предоставлены автовладельцам в Европе и США. Прежде всего, это сравнительно невысокая сумма выкупа - 50 тыс. руб. (около €1140). В условиях достаточно развитого вторичного рынка автомобилей в России, это отсекает от программы значительную категорию потенциальных ее участников. Так, например, средняя стоимость десятилетнего "ВАЗ-2199" составляет 60 - 70 тыс. рублей. В связи с этим владельцу такой машины гораздо проще продать ее самому, сохранив при этом 13 - 23 тыс. рублей. В случае с большинством подержанных иномарок выручаемая от реализации сумма в 47 тыс. руб. еще менее конкурентна по сравнению с выручкой от прямой продажи машины. Возможно, именно этим и объясняется тот факт, что подавляющее большинство владельцев иномарок отказываются от участия в программе.
Сомнительно, что в ней удастся задействовать и владельцев совсем старых авто - стоимостью менее 47 тыс. рублей. Обычно такие автовладельцы не имеют средств на покупку новой машины, даже с использованием субсидий.
Не исключено, что начало программы приведет к появлению различных малозаконных схем, когда за небольшие деньги владельцам совсем старых авто будут предлагать поучаствовать в программе утилизации. После чего на полученные сертификаты будут покупаться авто для совсем других людей. Впрочем, даже эти схемы выглядят пока достаточно сомнительно из-за сравнительно невысокой льготы за утилизацию.
То, чего стоит ожидать практически наверняка, так это попыток сбыта "под программу" угнанных и других проблемных машин. Не исключено также и последующее появление "утилизированных" авто на вторичном рынке как в целом виде, так и в виде запчастей.
Вашингтон печется только о своих интересах
Российские военные активно продвигаются в этом направлении