Как найти ключ к деньгам

Львиная доля банковских карт в России используется исключительно для снятия наличных. Однако карта может стать ключом к различным финансовым продуктам и услугам - на льготных условиях




В России выпущено более 100 млн банковских карт, львиная доля которых используется исключительно для снятия наличных. А вот большинство европейцев, да и американцев тоже, предпочитают расплачиваться именно "пластиком". При этом 73% жителей Евросоюза предпочитают карты, использование которых приносит бонусы. Таким образом, карта из простого инструмента для снятия наличных превращается в ключ к различным финансовым продуктам и услугам – на льготных условиях. Совместные или, как их еще называют, кобрендовые карты постепенно завоевывают популярность и в России. О возможностях "карточных" продуктов, тонкостях их использования и перспективах развития мы беседуем с директором департамента продуктов и технологий ОАО "Промсвязьбанк" Татьяной Белозеровой.

"Yтро": Парадоксально, но факт: число бонусных программ для держателей карт в кризис только выросло, несмотря на то что любая кобрендовая карта по определению менее выгодна банку, чем обычная.

Татьяна Белозерова: На самом деле никакого парадокса нет. Рынок карточных продуктов в России такими высокими темпами, как раньше, развиваться уже не будет. И дело тут не в кризисе. Практически у каждого представителя среднего класса в кошельке есть уже по три - четыре карты. Как правило, одна из них - зарплатная, которую ему просто выдают на работе. Иметь больше карт особого смысла нет. Если речь идет об обычных картах, то тарифы на их обслуживание в различных банках друг от друга сильно не отличаются. Получается, что, по большому счету, простому человеку все равно, в какой финансово-кредитной организации обслуживаться. В свою очередь, банкиры заинтересованы в долгосрочных взаимоотношениях с клиентом, поэтому они предлагают различные программы лояльности. То есть продвигают не карту Visa или MasterCard вообще, а карту вполне определенного банка.

Наиболее известны партнерские программы с различными авиакомпаниями, магазинами, операторами связи, туристическими компаниями, которые дают бонус клиенту и одновременно удерживают его на обслуживании в конкретном банке. Всего в России действует порядка 200 различных партнерских программ, но только несколько десятков можно назвать успешными. Крупных игроков, совместные программы с которыми были бы интересны, ограниченное число.

"Y": Что же получает клиент? В чем его выгода?

Т. Б.: Дополнительную выгоду клиент может получить в виде скидки, возврата части суммы покупки обратно на свой счет или ее перечисления на благотворительные цели. Есть карты, которые позволяют накапливать бонусы, которыми можно расплатиться за покупку авиабилетов, путевок, подарков и прочего.

Какие совместные проекты наиболее популярны?

Т. Б.: Во всем мире наиболее успешные кобрендовые проекты на основе банковских карт - проекты с авиакомпаниями. Они дают наиболее очевидную выгоду: не нужно совершать дополнительных трат, просто бонусы начисляются автоматически после оплаты покупки.

Классический кобрендовый проект - это совместная программа Промсвязьбанка с авиакомпанией "Трансаэро". Клиент, оформив карту Visa "Промсвязьбанк-Трансаэро" (кредитную или дебетовую) получает приветственные баллы при совершении первой трансакции. В дальнейшем баллы начнут начисляться за полеты на регулярных рейсах авиакомпании "Трансаэро" и за все покупки, совершенные с помощью карты. А когда придет пора, хозяин карты сможет взамен накопленных баллов получить бесплатный авиабилет. Например, если баллов наберется 1800, то бесплатным будет перелет по маршруту Москва - Санкт-Петербург или, к примеру, Москва - Казань. Если число баллов составит 2700, то вас ждет бонусный перелет Москва - Франкфурт или Москва - Сочи. А с показателем 4500 баллов из столицы можно будет бесплатно отправиться в авиапутешествие в Торонто или Бангкок.

Самое интересное, что мы выпускаем кобрендовые карты "Промсвязьбанк–Трансаэро" и в рамках зарплатных проектов тоже. Как правило, "зарплатные" карты используются в основном для снятия наличных, наш опыт показывает, что кобрнед позволяет приучить людей пользоваться преимуществами безналичной оплаты. Человек получает зарплату, делает покупки в магазинах и таким образом зарабатывает бонусы на полет с "Трансаэро". Бонусы накапливаются достаточно быстро. При активном использовании карты клиент может накопить к отпуску на бесплатный перелет не только по России, но и за границу.

"Y": Промсвязьбанк предлагает также благотворительную карту, благодаря которой часть средств идет на лечение больных детей. Как эта карта работает?

Т. Б.: Мы работаем с фондом "Линия жизни", помогающим найти средства на проведение дорогостоящих операций детям. Фонд оказывает адресную помощь детям с тяжелыми диагнозами: аритмия, врожденная сосудистая патология головного мозга, врожденные пороки сердца, сколиозы III - IV степени.

Кроме возможности помочь напрямую, перечислив средства на специальный счет, мы предлагаем и другой способ помочь. Для этого мы разработали совместную благотворительную карту Visa "Промсвязьбанк - Линия жизни". Этот продукт позволяет участвовать в спасении тяжелобольных детей без дополнительных усилий и финансовых затрат. Вы так же, как и обычно, посещаете магазины, предприятия сервиса, расплачиваетесь картой. Банк перечисляет в фонд "Линия жизни" пожертвования из собственных средств в размере 0,5% от суммы покупок по карте. Кроме того, 50% от суммы комиссии за первый год обслуживания также поступают на счет "Линии жизни".

Кстати, Промсвязьбанк выступает партнером фонда и при проведении различных мероприятий, цель которых - собрать средства на лечение. Сегодня мы участвуем в благотворительном аукционе в Ярославле, а 29 марта в одном из залов аэропорта "Шереметьево" будет установлено панно, на котором пассажиры смогут оставить цветной отпечаток своей ладони. Чем больше людей примут участие в акции, тем больше красочных полотен "Добрых рук людей планеты Земля" будет создано. Эти полотна планируется экспонировать в ведущих аэропортах России и мира. Впоследствии полотна будут выставлены на благотворительном аукционе.

"Y": Сейчас есть много систем моментальной оплаты различных услуг, в том числе и в Интернете. Как будет развиваться система интернет-банкинга, оплаты в банкоматах?

Т. Б.: Возьмем, например, нашумевшую тему оплаты коммунальных услуг в столице, многие недовольны тем что при оплате счетов теперь придется платить комиссию. Но, например, в банкоматах Промсвязьбанка комиссия за оплату коммунальных услуг в пользу организаций ЖКХ Москвы (единый платежный документ), МГТС и Мосэнерго не взимается. И не только с держателей карт Промсвязьбанка, что естественно, но и с держателей карт других банков, что не менее важно. Аналогичные возможности есть и интернет-банке PSB-Retail. Если у организации заключен договор с банком, то вы оплачиваете услуги по шаблону, и комиссия не взимается. Если нужного получателя услуг в списке нет, то комиссия за рублевый перевод составит 0,3% от суммы платежа (не менее 15 рублей и не более 100 рублей). Вам придется только набрать необходимые реквизиты, правильность которых система проверит в автоматическом режиме. Сравните: 0,3% и 1,5% - 3% комиссии в банковских офисах. То есть налицо еще одно подтверждение мысли о том, что карта - это ключ к финансовым услугам, позволяющая клиенту получать реальную экономию.

"Y": Как сейчас обстоят дела с кредитованием частных лиц?

Т. Б.: Кредитов сейчас стали брать меньше, но и подход к кредитованию стал более реалистичным. К сожалению, еще три - четыре года назад не все клиенты выполняли свои обязательства по кредиту, не осознавали глубоко, что каждая просрочка, даже небольшая, негативно сказывается на кредитной истории. Сейчас ситуация во многом изменилась. И банки стали ответственнее подходить к анализу документов на кредит. У нас есть программа лояльности, предусматривающая кредитование клиентов с положительной историей в банке.

Банкам сейчас важно показать, что ответственный подход к кредитованию может не только помочь решить текущие проблемы заемщика, но и обеспечить комфортные условия погашения задолженности, без неприятных неожиданностей в виде просрочек и штрафных санкций за нарушения графика платежей. Мы убеждены: просто выдать кредит - мало, нужно заботиться о клиенте, чтобы он смог обслужить долг и как сделать так, чтобы его жизнь не превратилась в беготню по возврату ссуды.

Выбор читателей