Москва оГАРАЖивается

"Народный гараж" – это очередной пионерский опыт московских властей по массовому решению проблемы гаражного дефицита, и опыт этот уникален в рамках не только столицы, но и всей страны


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Похоже, 2010-й станет переломным годом в решении давнишней, еще советской закваски городской проблемы – гаражного дефицита. Трагикомичный сюжет рязановского "Гаража" был актуален для брежневских времен; тогда гаражный дефицит был порожден полным невниманием к вопросу со стороны государства, ведь казалось, что пробки и нехватка парковок – это болезни, характерные для "дикого Запада". Но времена изменились, и в последние 15 – 20 лет рост московского автопарка в несколько раз превзошел самые смелые прогнозы. За ростом автомобилизации не поспевало ни дорожное, ни гаражное строительство; как следствие, Москва покрылась малоэстетичным ракушечным наростом, причем большинство этих времянок устанавливалось полузаконно.

Ракушки и тенты быстро завели ситуацию в тупик – банально закончилось место. Все эти годы коммерческое гаражное строительство имело место быть, однако большинству столичных автомобилистов нужно было, говоря словами рязановского персонажа, много раз "продать родину", чтобы приобрести себе машино-место в таком паркинге. В итоге остатки ценного городского жизненного пространства – как пешеходного, так и дорожного - были заполнены стихийным народным паркингом. Не со зла, а, скорее, от безысходности, хотя проблему это только усугубило.

Столичные власти год от года наращивали строительство парковок, обязывали возводить новостройки с подземными гаражами, искали новые технологии и вникали в зарубежный опыт. За последние несколько лет был выработан комплекс мер, ведь ни от одной крупной общегородской проблемы не существует панацеи. Вместе с тем не хватало "прорывного" решения, которое бы сдвинуло дело с мертвой точки, дав реальную надежду тысячам горожан.

И вот такое решение появилось: программа "Народный гараж", хотя и со второй попытки, но заработала. Первоначально успеху программы помешали несостыковки в законодательстве. К перезапуску программы власти подготовились более тщательно. Были максимально упрощены все процедуры по оформлению земельных участков, продумана полностью безопасная для горожан схема соинвестирования и обозначена предельная стоимость "народного гаража" в 350 тысяч рублей. Перезапуск "народных гаражей" состоялся в середине прошлого года, в разгар кризиса, что подчеркнуло твердость намерений руководства города разрубить этот гордиев узел.

Было бы наивно предполагать, что в этот раз все пойдет как по маслу. Все-таки "Народный гараж" – это очередной пионерский опыт московских властей по массовому решению гаражного дефицита, и опыт этот уникален в рамках страны. Когда к концу года строители не вышли на нужные показатели, критики поспешили с заявлениями о провале программы. Однако они оказались далеки от истины: работа не прекращалась ни на день, и возникшие сложности удалось устранить в кратчайшие сроки. Во время майского пресс-тура по готовым "народным гаражам" глава департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Александр Левченко рассказал о причинах пробуксовки в конце прошлого года: "Нам пришлось пересмотреть все участки, которые имели серьезные обременения и не позволяли уложиться в установленную цену – 350 тысяч рублей за машино-место. В результате поменяли 90% участков и практически 70% подрядных организаций".

В мае первые четыре тысячи счастливчиков получили в собственность "народные" машино-места. Заодно все смогли убедиться на их примере в том, как работает придуманная властями схема софинансирования: сначала – сдача объекта и оформление прав собственности, затем – оплата: только тогда есть полная уверенность в том, что соинвесторы не окажутся обмануты. По данным Регистрационной палаты, сейчас каждую неделю более 700 горожан оформляют права собственности на "народные гаражи". Всего на данный момент сдано 32 народных паркинга на 11 тыс. 402 машино-места.

Власти не скрывают, что старт программы затянулся. Но при этом, по словам главы столичного стройкомплекса Владимира Ресина, все площадки, определенные в 2009 г., уже освоены, до июля часть гаражей заработает, остальные будут сданы в третьем квартале. Параллельно идет поиск новых площадок, "ведь гаражи нужно возводить не ради галочки. Их надо строить в шаговой доступности", – подчеркивает Ресин. Поиск этот ведется на перспективу, потому что на 2010 г. уже было найдено 423 площадки, из которых 202 удовлетворили всем необходимым требованиям. По словам Левченко, строители сделают все возможное, чтобы выполнить гаражный план-2010 к концу текущего года, а это еще 71 тысяча машино-мест. Сейчас ведется разработка проектной документации на 180 гаражей из этого плана, подрядчики начинают работы на объектах. В среднем строительство "народного гаража" занимает от четырех до шести месяцев.

Воистину, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Экскурсия по готовым "народным гаражам" и общение с первыми лицами стройкомплекса оставила впечатление, что работа поставлена на поток. На вопрос о том, как идут продажи, чиновники ответили, что, безусловно, лучше всего расходятся гаражи, которые удалось возвести поближе к домам. "Мы даже не можем удовлетворить всех желающих", – отметил Ресин. Во всех гаражах примерно 5% мест резервируется для ветеранов и людей с ограниченными физическими возможностями, а также для предоставления в аренду. При этом власти пообещали следить за тем, чтобы не допустить скупки "народных" машино-мест оптом для последующей перепродажи – на случай, если кому-нибудь придет в голову нажиться на социальной программе.

Поток желающих нарастает, количество договоров долевого участия умножается с каждой неделей. Если сейчас он превысил 700 соглашений в неделю, то в ближайшем будущем власти рассчитывают заключать по полторы тысячи. На данном этапе основная сложность – это поиск и согласование новых площадок, но и он теперь решается в рабочем порядке, причем все больше инициативы проявляют сами горожане.

К тому же не прекращается поиск новых оптимальных решений. Приведем лишь два примера. Сейчас обсуждается возможность строительства "народных гаражей" на полосах отвода железнодорожных путей на территории города, что может стать многолетней программой. И второй пример: внедрение механизированных парковок, разработанных и произведенных Тушинским машиностроительным заводом. Первая из них, в Южном Тушине, уже готова – там на площади в 200 кв. м удалось разместить 40 машино-мест. Правда, пока цена на 20 – 30 тыс. превышает "народную". Но в случае массового использования, возможно, цену удастся установить вполне приемлемую.

Таким образом, уже сейчас можно сделать осторожный вывод о том, что процесс наиболее гуманного за все последние годы "огараживания" москвичей сдвинулся-таки с мертвой точки. Московским автомобилистам остается лишь постучать по дереву, ибо другой возможности обзавестись капитальным машино-местом рядом с домом и по божеской для Москвы цене может и не представиться. То же самое можно сделать и "безлошадным" москвичам, вынужденным ежедневно пробираться к своим подъездам через дворы, забитые автомобилями.

Выбор читателей