Архитектурный протест в Кадашах оказался бессмысленным

"Защитники старины" явно опоздали с протестами в Кадашах: повод исчерпан. Незадолго до этого противостоящие стороны пришли к согласию путем совместной работы над проектом


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В конце мая возобновившиеся работы по разбору фрагментов аварийных зданий в Кадашах были прерваны группой протестующих, которые, проникнув на территорию стройки, разместились в полуразрушенном здании и заблокировали выезд машинам со строительным мусором. Целью, как обычно, было "привлечь внимание СМИ, общественности и властей к разрушению памятников".

По признаниям протестовавших, акция не вполне удалась: "охрана вела себя очень мягко и кипящей смолы на голову собравшимся не выливала", а строители, рабочие и милиционеры (вызванные самими же инициаторами протестов) вели себя вежливо и спокойно. Во время акции один из ее участников рассказал: "Мы вошли в этот корпус, нам никто не препятствовал, мы попросили рабочих не вести при нас работы, они любезно на это согласились. Мы сейчас сидим в этом корпусе, здесь холодно и сыро".

Между тем у горожан, наблюдавших происходящее, возникал вопрос: так были ли хоть какие-то причины для подобной акции? На первый взгляд, она казалась странным отголоском прошлого, ведь острый когда-то вопрос Кадашей уже был решен, все стороны пришли к согласию. Для тех, кто уже успел подзабыть, напомним, что первоначально вопрос стоял о передаче церкви Воскресения Христова в Кадашах, которую в советские времена отдали реставраторам, в ведение РПЦ. Это событие состоялось в 2006 году.

Однако еще в 2004 г. появился инвестор, предложивший застроить пустырь вокруг храма. ООО "Торгпродуктсервис", арендовавшее участки, прилегавшие к церкви, обнародовало проект элитного жилого комплекса "Пять столиц". На территории "Пяти столиц" кроме жилых домов, соответствующих именам мировых столиц – Лондон, Париж, Рим, Вена и Токио, – планировалось выстроить подземный паркинг, развлекательный центр с рестораном, музыкальным салоном и зимним садом; спортивный комплекс, включающий тренажерный зал, 25-метровый бассейн на три дорожки, "лягушатник" для детей, сауну и СПА-центр. Если бы проект был реализован в первоначальном варианте, церковь "утонула" бы в таком окружении.

Первая реакция последовала от московских властей. В прошлом году мэр Москвы Юрий Лужков дал распоряжение приостановить проект и привести его в соответствие с законодательством об охране культурного наследия. Ведь на этой территории расположена историческая застройка, которая требует внимательного и бережного отношения. Уже после остановки проекта к делу подключилась общественность, чье мнение о проекте, предложенном инвестором, было аналогичным мнению мэра. Состоялось несколько митингов протеста, на которых прихожане церкви, окрестные жители, ряд архитекторов и просто неравнодушные к судьбе города москвичи потребовали пересмотра проекта. Власти потребовали от инвестора уйти с территории памятника, ограничить высоту комплекса 15 м и снизить плотность застройки.

Работа над новым проектом длилась почти год. В ней участвовали все стороны: застройщик, власти города, прихожане церкви, Архнадзор и привлеченные специалисты. Немало замечаний и предложений поступило по Кадашам и во время общественных слушаний по генплану. Результаты совместного творчества были представлены на апрельском заседании градостроительного совета при мэре Москвы. По словам главного архитектора Александра Кузьмина, "в результате на градсовет был вынесен проект, в котором не просто учтены замечания. Новое предложение застройщика по-хорошему поразило экспертов". Общий объем строительства был сокращен почти в три раза – с 36 до 13,5 тыс. кв.м, а подземная часть – с 15 до 3,5 тыс. кв. метров. Под землей будет сделано несколько небольших парковок для жителей домов, общего же подземелья размером во весь комплекс не будет.

В итоге, нынешний вариант жилого комплекса можно назвать регенерацией исторической застройки – он предусматривает возведение восьми небольших домов в "классическом стиле", высота которых колеблется от первого до трех этажей. Абсолютной доминантой района, как и в прежние времена, останется церковь. По словам главы Москомнаследия Валерия Шевчука, к данному варианту проекта даже у Московской патриархии нет никаких вопросов. Очень важно отметить, что новым проектов остались довольны и сами горожане – жители района и прихожане церкви. Эксперты, присутствовавшие на градсовете, высказали мнение, что проект может стать образцом того, как надо работать в историческом центре города. "Мы приняли окончательное решение, которое устраивает и церковь, и горожан, и инвесторов", – подчеркнул по итогам заседания глава стройкомплекса столицы Владимир Ресин.

"Активистам", засевшим в аварийном здании консервного завода, наверное невдомек, что, прежде чем одобрить проект, власти исследовали предназначенные к сносу строения. Эксперты во главе с начальником Управления научно-методического обеспечения и организации экспертизы объектов наследия, их территорий и зон охраны Г.И. Науменко оснований для постановки их под охрану не обнаружили, тем самым подтвердив результаты историко-культурного обследования, сделанного в 1990 году. Несмотря на то что сохранение исторических памятников – безусловный приоритет при любых работах в центре Москвы, не всякое старое здание является памятником.

Так что "защитники старины" явно опоздали с протестами: повод исчерпан, все стороны пришли к согласию путем совместной работы над проектом. Власти же со своей стороны обещали следить за тем, чтобы его реализация полностью вписывалась в утвержденные рамки.

Выбор читателей