Жители Подмосковья пять лет травятся химикатами

Жители подмосковного поселка задыхаются от вони. Находящийся поблизости завод в ответ предъявляет бумаги, где написано, что все хорошо и причин для беспокойства нет


ФОТО: AP



Для большинства из нас экология по сей день остается темой из телевизора, абстрактной и бесконечно далекой от повседневной действительности, подобно разливу нефти в Мексиканском заливе. Не исключено, что к этому примерно так же относились и жители побережья Луизианы. Так было до тех пор, пока эта самая экология в образе разлившейся по заливу нефти не постучала в их дом, круто изменив привычный образ жизни тысяч людей.

Бедствие, еще недавно казавшееся далеким и нереальным, оказалось значительно ближе. В то же время, для того чтобы стать жертвой экологической катастрофы, совсем не обязательно проживать на берегу Мексиканского залива или по соседству с Чернобылем. Угрозу жизни и среде нашего обитания могут представлять не только нефтедобыча, как это случилось на юге США, или опасное химическое производство, как в печально известном индийском Бхопале. Ожидать беды можно и от куда более мирных производств, осуществляемых под известными брендами, не имеющими ничего общего ни с чем экстремальным.

На протяжении нескольких лет в этом вынуждены убеждаться жители подмосковного поселка Шелковка, что в Рузском районе. В 2006 г. в непосредственной близости от места их обитания начал работу крупнейший в Европе (общей площадью около 50 га) производственный комплекс южнокорейской корпорации LG Electronics.

Поначалу казалось, что приход на подмосковную землю южнокорейского промышленного гиганта с незапятнанной репутацией принесет местным жителям лишь пользу и процветание в виде бюджетных поступлений, новых дорог, коммуникаций и хорошо оплачиваемых рабочих мест. Однако на деле все оказалось не так просто. Производственный комплекс, да еще и крупнейший в Европе, звучит, безусловно, гордо. Если не считать единственного и простого вопроса – о каком именно производстве идет речь?

До сих пор Рузский район считается одним из самых экологически благоприятных в Московской области. Территория, выделенная под строительство завода, расположена во второй зоне санитарной охраны источника питьевого водоснабжения Москвы. Понятно, что никакого экологически грязного производства здесь не может быть по определению. Так, по заявлениям местных жителей, на основании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, Ростехнадзором было выдано разрешение на строительство предприятия при условии, что на заводе будут проводиться исключительно сборка и упаковка электробытовых приборов из привозных комплектующих.

Однако, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. "Они (LG) пятый год находятся здесь, – рассказал "Yтру" житель Шелковки Юрий Занегин. - У них было разрешение только на сборку и упаковку бытовой техники. А данный вид деятельности не подразумевает никаких выбросов. Но они в цеха S1 и S2 пустили арендаторов, которые начали заниматься производством комплектующих. Состоявшийся около года назад суд предписал им либо прекратить это, либо получить соответствующее разрешение. Суд в своем постановлении указал, что на занимаемой LG территории в цехах S1 и S2 занимаются неразрешенным видом деятельности. Но они продолжают все это делать. Им выписывают мизерные штрафы, что не мешает спокойно продолжать свою деятельность".

В то же время ни для кого не секрет, что производство комплектующих электронной и электробытовой техники связано с изготовлением изделий из пластмасс и, как следствие, сопровождается далеко не самыми полезными выбросами. Убеждаться в этом на протяжении нескольких последних лет приходится местным жителям. Как сообщает интернет-издание "Новый регион-2", в обращении жителей к президенту говорится, что власти района и представители LG Electronics обманули их, допустив в Дорохове производство, объем вредных выбросов которого достигает 68,1 т в год (вместо 9,5).

Действительно положение местных жителей с началом работы предприятия сильно ухудшилось. "В апреле 2006 года они (LG) начали производить продукцию. Тогда реально пошла вонь. Это был запах пластмассы, – рассказала "Yтру" жительница Шелковки Мария Колобанова. - Был также и запах резины, но это производство по нашим просьбам в начале этого года вывели. Хотя легче от этого не стало. Вместо производства резины они поставили более мощные термопласт-автоматы. Поэтому вонь стоит ужасная. Особенно в условиях жаркого лета, когда почти не было ветра. У некоторых людей в колодцах появилась белая пена. У кого-то вода сейчас пахнет сероводородом".

Казалось бы, всеми описанными безобразиями, происходящими в санитарной охранной зоне Москвы, с самого начала работы завода должны были заинтересоваться соответствующие контролирующие структуры. Но ирония заключается в том, что единственными инициаторами проведения необходимых экспертиз являются не соответствующие инстанции, а сами местные жители. Пять лет они пытаются обратить внимание властей на ухудшающуюся экологическую обстановку в районе. Результат по сей день нулевой. По словам местных жителей, в подобной ситуации нет ничего удивительного. Более того, создается впечатление, что действия руководства завода и официальных проверяющих структур неким непостижимым образом синхронизированы.

"Как только приезжают официальные службы, чтобы сделать замеры, они (завод) останавливают работу, - рассказала "Yтру" еще одна местная жительница, Александра Показаньева. - О приезде контрольных органов можно судить по поведению работающих там людей. Смотришь – рабочие ходят без дела. Спрашиваешь: почему? Они отвечают: замеры делать приехали, работа остановлена. То есть получается, завод два – три дня не работает, после чего приезжают официальные службы делать замеры".

В сложившейся ситуации жителям остается уповать только на независимых экспертов. "Институт Северцова (Институт проблем экологии и эволюции имени А.Н. Северцова РАН) – единственный, кто сделал все замеры, - говорит Мария Колобанова. - У них очень хорошее оборудование и сильная лаборатория. В отличие от них все другие, например, Роспотребнадзор, такого оборудования не имеют. К тому же все зависит от того, что меряют. Одно дело, когда приходит Роспотребнадзор и меряет только оксид углерода, диоксид азота и уксусную кислоту. А Институт Северцова реально намерил 62 вредных вещества, включая такие серьезные, как бензопирены, пирены, фенантрен и т.п. Притом это намеряли не только эксперты из Северцова. Была и независимая экологическая компания, которая приезжала и делала замеры. Они сделали сводную справку за два года. Там были зафиксированы довольно серьезные превышения, по некоторым веществам в 11 и даже в 17 раз".

Из экспертных заключений и жалоб жителей напрашивается единственный вывод, что ситуация, сложившаяся вокруг подмосковного завода LG, близка к катастрофической. "На территории завода, как следовало из документов и аналитических данных, полученных в лучшей российской лаборатории аналитической токсикологии - в Институте экологии им. Северцова РАН, ведется чрезвычайно вредное производство, - цитирует местная газета "В Рузе" доклад заслуженного профессора МГУ, академика, председателя секции химии РАЕН, президента Центра экологии и здоровья, эксперта ООН по химической безопасности Валерия Петросяна. - И те два цеха, обозначенные как цеха S1 и S2, занимаются масштабным производством комплектующих узлов и деталей. Это чрезвычайно вредное производство.

В атмосферу попадают такие токсичные вещества, как полиядерные ароматические углеводороды, фталаты. А также моноядерные ароматические углеводороды, бензол, ксилол (являющиеся канцерогенными веществами, то есть вызывающие раковые заболевания), именно поэтому я настаиваю на употреблении в отношении оценки ситуации слова "беспрецедентная". Жить людям в такой атмосфере совершенно невозможно.

При строительстве завода, создании санитарно-защитной зоны были нарушены все правила и санитарные нормы, действующие в России. Завод находится не просто вблизи жилых строений, он находится среди них — это вопиющее нарушение российского законодательства. И вопрос о том, кто давал разрешение на строительство предприятия, обязательно надо поднимать. Как специалист в области токсикологии, химии окружающей среды я, объехав пять континентов, побывав практически во всех промышленно развитых и развивающихся странах, нигде не видел, чтобы завод с выбросами токсичных веществ находился в такой близости от населенного пункта.

Должны быть в кратчайшие сроки закрыты так называемые цеха S1 и S2, где производится полимерное литье, при изготовлении которого используются акрилонитрил, фтолаты и прочие. Все эти вещества Стокгольмской Конвенцией ООН 2001 года внесены в список 28 приоритетных токсичных веществ, запрещенных к производству и использованию".

Способны ли научные выкладки и мольбы местных жителей повлиять на администрацию завода – сказать сложно. Как заметил "Yтру" Юрий Занегин, "компания LG считает нас за местное туземное население, которое кричит, кричит, но ничего сделать не может".

За разъяснением ситуации "Yтро" обратилось в российское отделение компании - LG Electronics. "Основной деятельностью предприятия является сборка бытовой техники из готовых и изготавливаемых подразделениями завода запчастей (подтверждено в Приложении к Санитарно-эпидемиологическому заключению №50.99.03.000.Т.001341.08.10 от 18.08.2010 г.)", - говорится в официальном ответе компании. Что касается самого упомянутого заключения, то, согласно ему, все производство соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам как по наличию в воздухе загрязняющих веществ, так и по шуму. Более того, по данным LG Electronics, руководство компании предприняло ряд дополнительных мер по оптимизации функционирования завода. В частности, о переносе (и замене) градирни и участка покраски в удаленное от границ завода место, а также установке системы воздушных фильтров. В то же время LG Electronics признает наличие на территории завода производства комплектующих, осуществляемых фирмами-арендаторами. "На территории общей площадью около 50 гектаров действуют четыре корпуса, в которых производятся жидкокристаллические и плазменные телевизоры, компьютерные мониторы, холодильники и стиральные машины, а также комплектующие, - говорится в официальном сообщении компании. – В заводских корпусах S1 и S2 осуществляется производство комплектующих узлов, деталей, агрегатов. Сборка на конвейерных линиях конечной продукции осуществляется в производственных корпусах А и В". На вопросы, имелось ли у компании разрешение на изготовление комплектующих на момент начала работы завода, какие именно подразделения (изготавливающие комплектующие) имеются в виду, а также где конкретно, согласно разрешительным документам (в России, Корее или других странах), они должны находиться, получить ответы у представителей компании не удалось. Также не удалось ознакомиться и с упомянутым выше Приложением к предоставленному компанией Санитарно-эпидемиологическому заключению №50.99.03.000.Т.001341.08.10.

После разлива нефти в Мексиканском заливе под нажимом американского государства и общественности виновница "торжества" BP была вынуждена пойти на беспрецедентные меры по ликвидации и компенсации нанесенного ущерба. Ситуация же в Подмосковье по-прежнему не сдвигается с мертвой точки. Владельцы завода продолжают утверждать, что их деятельность не нарушает установленных санитарно-экологических норм, тогда как местные жители считают иначе. Кто виноват в происходящем и что делать – вопросы отнюдь не риторические. Так или иначе, на кон поставлено здоровье сотен людей, до которых никому, похоже, нет никакого дела. А значит, задавать вопросы, связанные с ситуацией вокруг подмосковного завода LG, надо не только представителям всемирно известной компании, но и российским властным структурам. Последние, в отличие от своих американских коллег, пока не торопятся воспользоваться данной им властью для защиты собственного населения.

Выбор читателей