Автомобилистов ждет страшная зима

Жара прошла, но ее последствия остались. Одно из них будет портить жизнь автомобилистам, видимо, до следующей весны. Из-за высоких температур дороги в Центральной России превратились в трассы экстремального вождения


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Стоило только закончиться жаре и пойти дождям, как на дорогах страны резко возросло количество ДТП. Причем весьма однотипных - водители не справляются с управлением и их машины вылетают со своей полосы. "Колейность", - вздыхают гаишники. "Осторожно, колейность", - предупреждают щиты, щедро расставленные по обочинам. И пока это, похоже, единственное, что могут предложить власти в части решения проблемы.

Даже на трассах, отремонтированных этой весной, расплавившийся в жару асфальт превратил дорожное полотно в "поднятую целину". При этом из-за жары вести дорожные работы практически все лето можно было разве что ночами. Росавтодор уже предупредил, что вряд ли успеет отремонтировать все, что запланировано, до конца сезона. Нужно еще учесть, что из-за кризиса сроки некоторых работ, запланированных на 2009 г., сдвинулись. Понятно, что при таких условиях не до внеплановых обширных перекладок асфальта.

Однако если ничего не делать, то уже нынешняя зима может побить все рекорды по количеству ДТП. Причем серьезных. Уже сейчас водители жалуются: колейность появилась даже на столичных трассах. В дождь машину на такой дороге удержать трудно. Что будет зимой, в снег и гололед, представить страшно. Представители Росавтодора по этому поводу молчат.

Самое неприятное для водителей то, что в случае ДТП вряд ли удастся привлечь к ответственности ремонтников. Инспекторы ГИБДД, как правило, пишут в таких случаях "не справился с управлением". Дорожники уверены, что, установив предупреждающие щиты, сделали все что могли. Даже если случится чудо и виновником аварии признают плохое качество дороги, попробуйте потребовать возмещения ущерба. Случаи успешного завершения подобных тяжб можно пересчитать по пальцам.

Между тем температуры нынешнего столичного лета вполне нормальны для многих стран, от США до Египта. Даже в песках Синая можно с ветерком прокатиться по прекрасной ровной трассе: почему-то здесь и при 45-градусной жаре асфальт не корежит.

Дорожники сетуют на стройматериалы: по их словам, и щебень, и песок, и асфальт у нас низкого качества. Не знаю, что мешает уже несколько десятилетий наладить производство нормального асфальта. Тем более не понятно, что мешает добывать в карьерах хороший песок и щебень. Но я хорошо помню, как при мне в одном восточноевропейском городе дорожники ставили небольшую, не более квадратного метра, заплатку на тротуаре: под асфальтом я насчитала четыре подготовительных слоя. До этого я искренне полагала, что, когда наши дорожные рабочие кидают асфальт не в лужу, это большой успех. О разнице подходов при укладке полотна на автомагистралях и говорить нечего.

В последнее время стоимость дорог в России часто пытаются сравнить со стоимостью то адронного коллайдера, то еще каких-то дорогостоящих проектов. Но почему при этом они оказываются хуже африканских? Вопрос риторический. Этой зимой цена российских дорог или того, что этим словом называют, может еще увеличиться - на стоимость разбитых машин и унесенных авариями человеческих жизней.

Выбор читателей