Гадать на тандеме будут до декабря

Кто станет следующим президентом России, будет зависеть от того, насколько критичным окажется прогноз на 2012 год, жесткими – необходимые меры, и кто возьмет на себя ответственность за них: президент, премьер или правящая партия


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Россия входит в очередной электоральный цикл. Менее чем через год пройдут парламентские выборы и разрешится главная политическая интрига: кто в 2012 г. возглавит страну – снова Дмитрий Медведев или опять Владимир Путин?

Объективно на президентство могут претендовать только эти двое. Расстановка сил такова, что никто другой в качестве серьезного претендента не рассматривается и, судя по всему, рассматриваться уже не будет: на "раскрутку" достойного претендента требуется время. Избранный президентом в 2008 г. Дмитрий Медведев был назначен вице-премьером и начал курировать благодатные с электоральной точки зрения нацпроекты еще в 2005 г., то есть за три года до выборов. Официальное выдвижение Медведева как кандидата состоялось буквально в последний момент – в декабре 2007 г., но еще за год до этого регулярное измерение кандидатского рейтинга будущего президента стало для социологов рутиной.

Примерно то же самое мы наблюдаем сейчас, а электоральные роли кандидатов давно определены. Владимир Путин – лидер правящей бюрократии и, по умолчанию, главный "силовик" страны – апеллирует к сторонникам сильного государства и стабильности, коих большинство: патернализм остается главным запросом к власти со стороны населения; Дмитрий Медведев – поборник модернизации и надежда традиционно пребывающих в меньшинстве либералов.

При этом мало кто толком отдает себе отчет, каким образом должна происходить модернизация. Почему она стартует в отдельно взятом Сколкове и, если даже проклюнется в зоне со специально созданным правовым и налоговым режимом, то каким образом приживется на остальной территории страны? Модернизации всея Руси за счет ресурсов сырьевого сектора в ближайшие годы ожидать не стоит: взятые властью на себя социальные обязательства исключают возможность быстрого развития экономики.

В подготовленном Минэкономразвития "Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" говорится, что налоговая нагрузка на экономику возрастает с 30,7% ВВП в 2010 г. до 33,2% в 2011-м и 33,9% в 2013 году. А если принять в расчет снижение нефтегазовых доходов (на 0,2% ВВП), то не трудно догадаться: нагрузка на несырьевой сектор экономики будет расти опережающими темпами, не оставляя ему ресурсов для развития.

На этом фоне даже перспективы проектов, которые находятся под прямым (в том числе и финансовым) патронажем государства безрадостны, как судьба спутников ГЛОНАСС. Пока самый очевидный для большинства россиян результат модернизации – запрет на лампы накаливания мощностью 100 Вт и выше, который начал действовать с 1 января как часть кампании по энергосбережению.

В сухом остатке такой модернизации – проект консолидации политических и бизнес-элит вокруг Медведева, имеющий целью его выдвижение на второй президентский срок. Но устойчивую политическую и финансовую опору такая партия сейчас вряд ли обретет – консолидация могла бы проходить под лозунгом "так больше жить нельзя", но стабфонд еще пока окончательно не проели и жить все-таки можно.

Поэтому выбор между двумя кандидатами будут делать не простые граждане и даже не политическая элита страны. Его сделают сами члены правящего дуумвирата, о чем прямым текстом и заявил Владимир Путин в прошлом году на встрече с участниками международного дискуссионного клуба "Валдай". Посоветуются и вместе решат, что делать, принимая во внимание собственные планы, политический ландшафт и состояние "Единой России".

Можно понимать это так: все зависит от того, насколько критичным будет прогноз на 2012 г., жесткими – необходимые меры, и кто возьмет на себя ответственность за них: президент, премьер или правящая партия. Уже сейчас понятно, что будущему главе государства предстоит провести ряд непопулярных реформ – пенсионную, реформу бюджетных учреждений. Да и экономические прогнозы большого оптимизма не внушают. Сохранив президентское кресло на ближайшие два – три года, Медведев мог бы принять удар на себя – как сделал это, инициировав заведомо провальную кампанию по борьбе с коррупцией.

В этом году, с учетом предстоящих выборов, непопулярных нововведений ждать не стоит (дискуссию о повышении пенсионного возраста в преддверии выборов "Единая Россия" задушила на корню).

В течение ближайших месяцев решится, доверят ли партии власти провести операцию "Преемник". На первый взгляд, альтернатива отсутствует: "Единая Россия" прочно удерживает конституционное большинство в Госдуме и в большинстве региональных парламентов, а конкурентоспособной оппозиции не видно даже в проекте. Но тревожный звонок уже прозвучал: финансовый кризис сказался на ВВП, доходах населения и на уровне электоральной поддержки действующей власти.

Результаты последних региональных выборов показывают: как только ослабевает административный ресурс единороссов, падает число голосов, поданных в пользу партии власти. Главный кремлевский партстроитель Владислав Сурков предположил, что на выборах-2011 единороссы вряд ли наберут две трети мест и, возможно, даже будут вынуждены вступать в коалиции с другими партиями.

На самом деле в условиях, когда результат "Единой России" является одним из основных условий политического выживания губернаторов, опасаться провала партии власти на выборах не стоит. Скорее, напротив: Кремль серьезно озабочен сохранением хотя бы видимости демократии. На выборах-2011 должны заработать недавние инициативы президента, направленные на усиление политической конкуренции: гарантии равного доступа партий к СМИ, права фракций для малых партий, право на депутатский мандат для партий, преодолевших 5%-й барьер, и так далее. Но такие коррективы дадут разве что косметический эффект: по прогнозам экспертов, расстановка сил в Госдуме изменится незначительно. Поэтому предположение Суркова следует расценивать как пожелание.

Репетицией парламентской кампании должны стать мартовские выборы, которые пройдут в 12 регионах и 10 региональных столицах. В начале года традиционно происходит повышение тарифов и резкий скачок инфляции; единороссам предстоит проследить за тем, чтобы недовольство ростом цен не вылилось в протестное голосование. Партия власти уже готовится дистанцироваться от непопулярных мер: в Курской, Тверской, Тамбовской, Кировской областях, Ханты-Мансийском АО губернаторы не будут лидерами списков, заявил в конце прошлого года секретарь президиума генсовета "Единой России" Сергей Неверов. Разумное решение: симпатий к местным властям в большинстве регионов население не испытывает, а от административного ресурса не убудет.

Кроме того, минувшей осенью Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о выборах депутатов Госдумы, которые увеличивают до десяти человек федеральную часть списка. Такой вариант позволит партии подстраховаться на тот случай, если Путин не возглавит список "Единой России". Но, похоже, даже Путин пока не знает, появится ли его имя в первой части списка.

По мере того как партийная система теряет гибкость, все большее значение приобретают "несистемные" проявления общественной активности. Это доказали участники многотысячных протестов в Калининграде, движение в поддержку Химкинского леса, автомобилисты с "синими ведерками", а также футбольные фанаты на Манежной площади.

Приостановка вырубки Химкинского леса, пересмотр приговора, вынесенного нижнетагильскому борцу с наркотиками Егору Бычкову, и встреча Путина с футбольными болельщиками демонстрируют: власть способна оценить масштаб таких проявлений, стремится держать их под контролем и ищет подходящие для этого инструменты.

С демократами и левыми либеральничать точно не будут. Новый год оппозиционеры Борис Немцов, Эдуард Лимонов и Илья Яшин со товарищи встретили за решеткой: участники очередного митинга в защиту 31-й статьи Конституции, хоть и санкционированного городскими властями, показательно подверглись административному аресту якобы за сопротивление милиции.

Отношение к ультраправым националистам кажется гораздо более терпимым: каждый год власти санкционируют "Русский марш" – традиционный смотр сил ультраправых, а во время беспорядков на Манежной милиция очевидно медлила с разгоном фанатов – и это обеспечило им заряд энтузиазма на всю следующую неделю. Лакмусовой бумажкой, которая позволит судить об отношении власти к националистам, может стать начинающийся в эти дни в Мосгорсуде суд над активистами славянофильского движения "Русский образ" Никитой Тихоновым и Евгенией Хасис, обвиняемых в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.

Выбор читателей