Новой "Манежной" не получилось

С либералами, пусть они хоть третий год подряд митингуют, Путин не встречался. А вот на могилу Свиридова цветы вместе с фанатами носил. Очевидно, этот шаг следует расценивать как декларацию политических приоритетов власти


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Акция в память убитого в декабре болельщика "Спартака" Егора Свиридова, которую власти разрешили провести 15 января на Кронштадтском бульваре, прошла без серьезных эксцессов. На 400 собравшихся было примерно 150 журналистов. Для профилактики милиция задержала человек 20 в Москве (у четырех нашли травматическое оружие, еще у двоих – холодное) и примерно столько же – в Санкт-Петербурге. На всякий случай милиция усилила меры безопасности не только в районе метро "Водный стадион", но и на Манежной площади: перекрыли выходы со станции "Охотный ряд", подогнали автобусы с ОМОНом.

Тем не менее сам по себе факт, что после погрома 11 декабря власти все-таки санкционировали шествие и митинг, да еще и довольно многочисленные, требует осмысления. Для сравнения: антифашистам шествие и митинг 19 января в память погибших адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой поначалу вообще запретили. Затем, правда, передумали, ограничив число участников.

Кажется, Кремль успел оценить успех, достигнутый в работе со "Стратегией-31": стоило властям санкционировать мероприятия радикальных оппозиционеров и правозащитников (с лета 2009 г. 31-го числа каждого месяца они выводят своих сторонников на Триумфальную площадь в защиту статьи Конституции о свободе собраний), как в стане оппозиционеров начался раскол: Эдуард Лимонов обвинил Людмилу Алексееву в "мюнхенском сговоре" с мэрией Москвы. Недавний арест Немцова и его товарищей подогрел интерес публики к мероприятию. Но в минувшее воскресенье на согласованный с властями пикет против арестов собралось всего около 20 протестующих.

Однако есть разница. С либералами, пусть они хоть третий год подряд митингуют, Путин не встречался. А вот на могилу Свиридова цветы вместе с фанатами носил. Очевидно, этот шаг следует расценивать как декларацию политических приоритетов власти.

В конце прошлого года замглавы администрации президента Владислав Сурков объяснил, что на самом деле в беспорядках на Манежной площади тоже виновата либеральная оппозиция, которая ввела моду на несанкционированные мероприятия. Как в воду глядел: не успели утихнуть отголоски погрома на Манежной, как в Интернете появилась информация о создании ультраправого "Движения 11 декабря". "Каждый раз нас будет собираться все больше и больше. Через несколько лет, когда нас соберется 500 тысяч человек, с нами уже ничего нельзя будет сделать – мы прямо на месте провозгласим народное правительство из самых известных и честных людей в стране на то время. После чего откроем ворота Кремля, зайдем туда, выкинем антирусских диктаторов, и установим народную власть", – говорится в манифесте движения.

Любопытно, что многие национал-патриоты выступили с критикой такого начинания. "Это классическая подстава, – пишет блогер Yargvar Derwillezurmacht. – Сама идея проводить одинаковую акцию в один день в одно время во многих городах – это хорошая политтехнология. При условии, если бы эту стратегию взяла на вооружение правая организация с легальной программой и легальными лозунгами. Но поскольку инициатива пошла от Движения 11 декабря, а программа этого движения преступна, то тем самым все участники митингов становятся уголовными преступниками".

Одним словом, если кто-то хотел инициировать движение в среде потенциальных участников националистических акций и посмотреть, кто придет, то, кажется, не сработало. Если это была попытка продемонстрировать, какой вред наносят общественности всякие несогласные, тоже вышло не очень.

В минувшие выходные радикалы никак себя не проявили, хотя в Сети уже появились призывы собраться 11 февраля "на Манежке". А среди организаторов акции 15 января обнаружились совершенно разнородные силы. В Москве заявку в префектуру подавали двое болельщиков и помощник лидера "Яблока" Сергея Митрохина. В Петербурге среди устроителей акции – ДПНИ, "Другая Россия" и "Демвыбор".

Выбор читателей