Уберечься от террористов невозможно

Человеческий организм не может постоянно быть в состояние аларма. Рано или поздно любой бдительный глаз замыливается, реакция притупляется. И бороться с этим самостоятельно бесполезно




Вот и в Давосе, в отеле, где останавливаются правительственные делегации, прогремел взрыв. Террористы пробрались, можно сказать, в самое сердце мировой закулисы. Что доказывает – полностью уберечься от теракта нельзя. Однако пострадавших, как сообщили из Давоса, нет. Выходит, террорист просто не смог подобраться к людям. Вот в этом и состоит главное отличие взрыва в Давосе от теракта в "Домодедово".

В 2002 году я находилась в Питере на одном международном форуме с присутствием министров и крупных бизнесменов. По окончании форума, когда ньюсмейкеры уехали, журналистская братия навалилась на остатки закуски и выпивки. После, естественно, народ потянулся курить. А так как мероприятие проходило в одном из исторических дворцов, курить приходилось на улице. И вот, возвращаясь к столу после очередного перекура, на вопрос одного из секьюрити: "А что там у вас в сумочке-то?", я искренне ответила: "А черт его знает". Ну и правда – как можно точно запомнить, что у тебя осталось в сумке, с которой ты уже несколько месяцев как бешеная носишься по командировкам, перелетая из Москвы то в Якутск, то в Гаагу, то в Варшаву, то в Тунис… Понятно, что что-то выгребается, но…

В сумке оказался нож. Хороший такой ножичек, конструкции Скрылева, специально для женщин. Холодным оружием не является, что подтверждено сертификатом. Прекрасно режет апельсины, открывает бутылки и перекусывает проволоку, что проверено на практике. В общем, такая маленькая, полезная и опасная игрушка. Секьюрити аж побелели, когда увидели. "И с ЭТИМ вы здесь ходили все время?", - еле вымолвил один из них, вспоминая мои шастанья через рамку. А я только кивнуть могла, потому что в этот момент перед моими глазами вновь разворачивалась сцена: вот в очередном аэропорту какого-то мужчину заставляют выкинуть дорожные щипчики для ногтей… вот у девушки отняли маникюрный набор… Время, повторяю, когда в аэропортах трясли всерьез. И с десяток аэропортов не заметило этого ножичка. Как, впрочем, и эти побледневшие секьюрити.

После этого случая я четко усвоила – от террористов невозможно уберечься. Просто не может человеческий организм постоянно быть в состоянии аларма. Рано или поздно глаз замыливается, реакция притупляется. Бороться с этим невозможно. Можно сделать только одно – превратить аларм в повседневную рутину.

Что это означает? Например, устроить так, чтобы и в голову сотрудникам аэропортов не приходило отключать рамки и сканнеры. Что в "Домодедово" они давно стали неким украшением интерьера, знают все, кто там бывал.

Например, сделать обязательным обход кинологами с собаками всех мест скопления народа, которые потенциально подходят для терактов. И, кстати, выявить эти места. И обязательно оповестить о них население. Я, конечно, понимаю, что владельцам какого-нибудь популярного торгового центра не понравится табличка у входа: "Внимание! Объект может подвергнуться террористической атаке! Схема действия – см. рисунок". Но тут уж надо решать, что лучше: такая табличка с рисунком или картинка на экранах ТВ с трупами в торговом зале.

Нужно, наконец, обучить массу психологов, которые смогут выявлять потенциальных террористов. И поставить их на круглосуточное дежурство в потенциально опасных местах. Нужно обучить правилам поведения население. Не брошюрками, которые однажды раскидали в почтовые ящики, а постоянным разъяснением, что и как делать. Нужно, в конце концов, обучить элементарным навыкам помощи и самопомощи хотя бы школьников, студентов и солдат в армии. И вот, сделав все это, можно устанавливать уровни террористической угрозы, а не просто пугать народ.

Выбор читателей