Русские пробки непобедимы

Неизвестно, как с дураками, а вот с дорогами в ближайшие годы улучшений не предвидится. А скорее всего, что их вообще никогда не будет. Несмотря на новый закон, на который даже у его авторов нет никакой надежды


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Неизвестно, как с дураками, а вот с дорогами в ближайшие годы улучшений не предвидится. А скорее всего, что их вообще никогда не будет. Такой вывод можно сделать из доклада председателя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума, представившего вчера общественности новый закон - о дорожных фондах.

В этом году дорожные фонды, упраздненные еще в 2002-м, будут созданы заново. Закон об этом Госдума примет в первом чтении уже в следующий вторник, 8 февраля. "Федеральный дорожный фонд уже создан, осталось только создать фонды в регионах", - рассказал депутат.

За этот закон, по его словам, "Единая Россия" билась много лет. И вот почему: даже в самые трудные для России годы (1997-1998), когда падение ВВП достигало 13%, ежегодно вводилось в строй по шесть - семь тысяч километров дорог. Сейчас экономическая ситуация значительно лучше, а дорог строят всего две тысячи километров в год. Почему так? А потому что еще классик сказал: "Воруют".

Теперь, с возвращением дорожных фондов, прозрачности станет больше, а воровать станут меньше. "После того, как дорожные фонды в 2002 году консолидировали в бюджет, возникло много проблем - забюрократизированность, потолок планирования был равен одному году, деньги на строительство дорог начинали поступать только в июне, июле или даже августе. А большая часть денег приходила и вовсе в конце года. Приходилось их срочно растаскивать, чтобы они не пропали. Теперь растаскивать деньги будет не нужно. То, что не израсходовали в этом году, перейдет на следующий", - пообещал Мартин Шаккум.

При этом он не сообщил о том, сколько денег за прошедшие годы выделялось и сколько из них растащили. По его подсчетам, бюджет региональных фондов в этом году составит 267 млрд руб., но уже к 2013 году вырастет до 423 млрд - эти средства фонды будут получать от акцизов на бензин, дизтопливо, из транспортного налога и из бюджета регионов, если конечно регионы будут не против.

Журналисты поинтересовались у депутата, когда ждать реальных улучшений и когда же, наконец, исчезнут пробки. Шаккум ответил честно - особых изменений в ближайшие лет пять не предвидится. Дорог, конечно, с годами будет строиться больше, "но ведь к тому времени и машин станет больше". Одним словом, избавления от пробок россиянам не дождаться. Наоборот, ситуация будет становиться все хуже и хуже, потому что количество машин и при дорожных фондах будет расти значительно быстрее, чем количество новых дорог.

"Единственный способ бороться с пробками - это менять менталитет, - посоветовал Мартин Шаккум. - Пусть у нас будет как в Китае - по нечетным числам ездят машины с нечетными номерами, по четным - с четными. Иначе мы очень быстро придем к транспортному коллапсу, который уже испытали на себе многие столицы, например, Стамбул".

Законопроект о дорожных фондах Шаккум назвал "половиной шага". Вторая половина - сделать дорожные фонды внебюджетными, как это практикуется во многих странах, и как было в России до 2002 года.

Правда, осталось непонятным, зачем делать все эти шаги, если даже сами авторы законопроекта не ждут от них никаких видимых изменений в ситуации на дорогах.

Выбор читателей