Как не стать террористом

Чтобы безнаказанно сообщить в милицию об обнаружении подозрительного предмета, надо удостовериться, что он похож на боеприпас, резко пахнет и тикает. Иначе можно прощаться с родными


ФОТО: AP



Несмотря на призывы властей к гражданам проявлять бдительность, количество звонков о бесхозных предметах после теракта в "Домодедово" выросло всего лишь на 30%. Оно и понятно - в прошлом году на звонивших в одной только Москве было заведено 303 уголовных дела. Всего же в 2010 г. было зарегистрировано 423 подобных вызова, из которых свыше ста закончились обнаружением взрывчатки, включая боеприпасы Второй мировой, оружия и брошенных машин - оказывается, звонки о бесхозных легковушках тоже попадают в эту категорию.

Из этой статистики получается, что практически любой вызов, не приведший к обнаружению криминальных предметов, сразу заносится в число заведомо ложных, и против звонившего тут же заводится уголовное дело. Наказание же за подобное деяние - до трех лет лишения свободы.

Вчера представители московского ГУВД на пресс-конференции сообщили о том, что каждый такой вызов обходится государству в 70 - 80 тысяч рублей - это приезд на место происшествия саперной группы ГУВД, состоящей из трех саперов и водителя, "скорой помощи", МЧС, ФСБ, а также милиционеров местного отделения.

Поэтому гражданам вовсе не нужно дергать милицию из-за какого-нибудь пакетика - если выезжать на каждый пакетик, никаких саперов не хватит. Звонить нужно только в том случае, если обнаруженный предмет "по форме похож на боеприпасы, от него исходит резкий запах, дым и он тикает", - отмечают представители правоохранительных органов. Если от него идет растяжка, тоже можете смело звонить. Только помните о том, что от волн вашего мобильного телефона взрывчатка может запросто сдетонировать. Поэтому лучше вообще не звоните, а бегите куда подальше. Там ищите стационарный телефон, и уже по нему тогда набирайте "02".

Если, конечно, не боитесь, что на вас заведут уголовное дело "за ложное сообщение об акте терроризма" после того, как тикающий предмет окажется чьей-нибудь первоапрельской шуткой.

Сотрудник дежурной части ГУВД по Москве, полковник милиции Сергей Поваров показал статистику за последние десять лет - оказывается, в конце 90-х - начале 2000-х за год поступало по три с половиной тысячи сообщений о подозрительных предметах! За десять лет эта цифра упала в десять раз, а все благодаря введению в 2002 году комплексной автоматизированной системы, охватывающей все милицейские подразделения города. "Сейчас преступник еще не успевает отойти от телефонного автомата, а его уже ждут сотрудники милиции", - сообщил Сергей Поваров.

После терактов в метро весной прошлого года количество звонков снова подросло - с 302 в 2009 году до 437 в 2010-м. А вместе с этим увеличилось и количество уголовных дел. Кстати, такие бдительные граждане называются на милицейском языке тоже террористами, только телефонными.

Возникает вопрос - как отличить добропорядочного бдительного гражданина от злостного хулигана? Ответ на него не всегда однозначен. Хотя порой бывают случаи, которые очевидны - легко разоблачить граждан, опаздывающих на поезд или на самолет - они звонят в милицию в надежде, что рейс задержат. Соседи стучат на соседей, уволенные сотрудники - на бывшего работодателя. "Сейчас во многих общественных местах стоят камеры наружного наблюдения. Мы снимаем с них показания - действительно ли на момент звонка в этом месте находился подозрительный предмет, также спрашиваем у звонившего, какие еще рядом были предметы, чтобы понять, был ли он сам в этом месте, или "обнаружил" предмет, не выходя из дома", - рассказал начальник Управления организации дознания, майор милиции Павел Милованов.

Например, через неделю после теракта в "Домодедово" один гражданин, насмотревшись по телевизору, как журналисты проверяют на себе бдительность спецслужб, решил тоже эту самую бдительность проверить. Он позвонил и сообщил, что бомба заложена не где-нибудь, а в самом "Останкино". После этого включил телевизор и стал ждать репортажей о том, как "Останкино" будут эвакуировать. Однако оперативники поехали не в "Останкино", а к нему домой. Система показала, что на момент звонка звонивший находился далеко от телецентра.

Всего же после теракта подозрительные предметы в разных частях Москвы обнаружили восемь человек, двое из них уже задержаны, по остальным ведется следствие. За январь выезжать на место саперам приходилось 28 раз, в результате чего "за заведомо ложные сообщения" было возбуждено 22 уголовных дела.

Выбор читателей