Милиция мертва, да здравствует полиция

В компетенции полиции остались налоговые проверки, охрана имущества и другие виды деятельности, которые имеют мало общего с решением основной задачи – поддержанием правопорядка


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Спустя год после появления указа "О некоторых мерах по реформированию МВД" президент России подписал закон "О полиции". Чуда не произошло: кроме названия, в ведомстве практически ничего не поменяется. В законе декларируются основные принципы правового государства – приоритет соблюдения прав человека, запрет пыток, общественный контроль за деятельностью правоохранителей, но обязанности полиции по соблюдению этих принципов никак не раскрываются. Вопреки обещаниям, функции полиции в новой редакции закона так и не были серьезно сокращены, если, конечно, не считать управление медвытрезвителями, от которого в МВД давно мечтали избавиться. Зато в компетенции ведомства остались налоговые проверки, охрана имущества, контроль за соблюдением обязательств по договорам и другие виды деятельности, которые чреваты коррупцией и отвлекают полицию от решения ее основной задачи – поддержания правопорядка. Расширяются возможности полиции в том, что касается применения физической силы и спецсредств против граждан, посещения организаций и знакомства с документами, возможности запросить персональные данные граждан и сведения об их банковских счетах.

Широкое общественное обсуждение законопроекта, инициированное президентом, сделало очевидными недостатки предлагаемой реформы. Но, поскольку учетом поступивших предложений занималось МВД, серьезного влияния на окончательные результат это не оказало. Сложно было ожидать чего-то другого от закона, который милиционеры писали сами для себя. Как показывает практика, реформа ведомства силами самого ведомства не дает сколько-нибудь значительных результатов. Она преследует совсем другие цели: кадровые перестановки и перераспределение влияния между правящими кланами.

Прецеденты известны. В конце 90-х гг. Владимир Рушайло предпринял попытку создать из МВД централизованную сверхструктуру. По аналогии с ФБР она должна была бы заниматься борьбой с оргпреступностью и коррупцией. МВД превратилось в мощную структуру с огромными полномочиями, но выдающихся успехов в борьбе с преступностью не демонстрировало. Полностью выстроить милицейскую вертикаль Рушайло не успел – был отправлен в отставку.

Назначенный на его место Борис Грызлов занялся расформированием созданных предшественником комитетов федеральной криминальной милиции и РУБОПов и объявил войну "оборотням в погонах". Летом 2001 г. президент Владимир Путин подписал указ о реформировании МВД, подразумевавший разделение структуры на три основных блока: службу криминальной милиции, службу общественной безопасности и службу тыла. Людей Рушайло быстро "вычистили" из руководства ведомства. Была введена система единоначалия со строгой вертикальной подчиненностью: министр и его заместители стали назначаться президентом; были созданы главные управления МВД в федеральных округах; министр перестал быть обязанным согласовывать назначение начальника главного управления в регионе с главой субъекта федерации.

В 2003 г. Грызлов ушел руководить "Единой Россией", и его место занял Рашид Нургалиев. В 2004 г. президент снова занялся реформой правоохранительной системы. Он упразднил Федеральную службу налоговой полиции, в результате чего борьба с налоговыми преступлениями перешла в компетенцию милиции. МВД, в свою очередь, потеряло подразделение по борьбе с наркобизнесом, на базе которого был создан Госнаркоконтроль. В ведение ФСБ отошли функции федерального агентства правительственной связи и информации и Федеральная погранслужба.

В течение последних лет МВД существовало относительно спокойно. Основные усилия реформаторов сосредоточились на прокуратуре и реформе следствия.

Считается, что реформу МВД подстегнуло общественное возмущение преступлениями, совершенными сотрудниками милиции. Социальный запрос на перемены в МВД очевиден, но также очевидно, что подлинный двигатель реформы – соображения совсем иного порядка. По плану реформа должна завершиться к январю 2012 года – аккурат к выборам президента. В течение всего этого времени она будет оставаться полем борьбы за влияние между властными группировками. "Подвешенные" в процессе реорганизации ведомства – идеальная возможность ослабить и даже нейтрализовать конкурирующие группы влияния, если в какой-то момент их давление на правящий тандем станет слишком сильным.

Выбор читателей