Медведев объявил войну ментам

Смысл мессиджа, который хотел передать президент своей инспекторской поездкой на Киевский вокзал, предельно ясен: глава государства остался недоволен работой правоохранителей. И, что симптоматично, уже не первый раз


ФОТО: ИТАР-ТАСС
ВСЕ ФОТО



Дмитрий Медведев раскритиковал обеспечение безопасности на Киевском вокзале Москвы. В четверг в сопровождении руководителей МВД, ФСБ и Генпрокуратуры он приехал на вокзал, чтобы на месте проверить, как обеспечивается безопасность на железнодорожном транспорте. Выяснилось, что неудовлетворительно.

Сообщается, что посещение Киевского вокзала изначально в графике президента не значилось. Судя по официальному отчету, глава государства застал транспортную милицию врасплох. С учетом мер безопасности, которые сопровождают перемещения президента (посты ДПС на каждом перекрестке, заранее зачищенные от припаркованных машин улицы, снайперы на крышах и оцепление ФСО по периметру), верится в это с трудом. Однако смысл мессиджа, который хотел передать президент своей инспекторской поездкой, предельно ясен: глава государства сильно недоволен работой правоохранителей.

До последнего времени каждый крупный теракт в России приводил к усилению спецслужб. В итоге правоохранители получили практически неограниченные полномочия, дающие им возможность в свободное от борьбы с террористами время беспрепятственно взимать с населения административную ренту. И это уже не просто бытовая коррупция, когда люди платят за "услугу". За последние 10 лет за решеткой побывали около 3 млн предпринимателей – примерно 40% от их общего количества, подсчитал зампред комитета Госдумы по законодательству Андрей Назаров. Беспрецедентное давление силовых структур на бизнес – негласный налог, который силовики взимают с населения в дополнение к официальным расходам (523 млрд – бюджет МВД России, бюджет ФСБ – государственная тайна). Генеральские дачи на Рублевке и авто премиум-класса (с прошлого года эта роскошь иногда попадает в декларации о доходах) дают представление о том, насколько побочные доходы превышают официальное жалованье. Такое давление не может пройти бесследно для экономики, да и не проходит. Кажется, это начали понимать в Кремле, отсюда – президентские инициативы по либерализации уголовного законодательства, запрет на аресты предпринимателей.

Вот тут и начинается самое интересное: на протяжении последнего года правоохранительная система практически открыто игнорировала президентские инициативы, призванные ограничить ее аппетит. Подготовленный МВД закон "О полиции" похоронил надежду на полноценное реформирование ведомства: у бывших милиционеров будет больше прав и меньше ответственности. Запрет на аресты предпринимателей не работает. ФСБ демонстративно проигнорировала антикоррупционные нововведения Медведева, заявив, что ее сотрудники не будут декларировать доходы за 2009 г. (Декларации все-таки появились, но лишь через четыре месяца после крайнего срока, обозначенного указом президента, – остается только догадываться, чего это стоило Кремлю).

После теракта в "Домодедово" президент впервые потребовал привлечь к ответственности сотрудников ФСБ, занимающихся борьбой с терроризмом, и "тряхнуть" транспортную милицию. Были уволены начальник УВД на транспорте по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев, начальник линейного отдела внутренних дел аэропорта "Домодедово" Александр Трушанин и два его заместителя. А ФСБ (случай небывалый!) даже назвала имена офицеров, отвечающих за транспортную безопасность, привлеченных к ответственности в связи с терактом. За ненадлежащее исполнение служебных обязанностей освобождены от занимаемых воинских должностей заместитель начальника управления "Т" Службы экономической безопасности (СЭБ) полковник Аладин и начальник подразделения управления "Т" СЭБ подполковник Свешников.

Как водится, наказали далеко не самых высокопоставленных начальников. Генералы отделались легким испугом (начальник управления "Т" генерал-лейтенант Чернышев получил предупреждение о неполном служебном соответствии, а первому заместителю начальника управления генерал-майору Тямушкину объявили строгий выговор). Но сам факт вдохновляет. Вопрос только, ограничится ли Кремль общественным порицанием – или уже созрел для того, чтобы начать наступление на полномочия правоохранительных ведомств?

## ИТАР-ТАСС ©

Выбор читателей