В России мобильники так и не поумнели

Смартфоны начинают постепенно вытеснять с рынка простые "звонилки", а покупатели предъявляют повышенные требования к функциональности аппарата. Впрочем, в нашей стране эти тенденции пока незаметны


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Мобильные телефоны "умнеют" на глазах: в ближайшие годы рост продаж в этом сегменте потребительского рынка будет обеспечен, главным образом, за счет смартфонов и программного обеспечения к ним. Смартфоны начинают постепенно вытеснять с рынка простые "звонилки", а покупатели теперь предъявляют повышенные требования к функциональности аппарата. Впрочем, в нашей стране эти тенденции пока незаметны.

Современные мобильные телефоны сочетают в себе функции органайзера, фото- и видеокамеры, игровой приставки, GPS-навигатора, электронной книги и мини-компьютера с выходом в интернет. Продажи смартфонов (телефонов с процессором) растут опережающими темпами. Даже в кризисный 2009-й, когда рынок мобильных телефонов сократился во всем мире, этот его сегмент вырос почти на четверть. В текущем году, согласно прогнозам Европейской информационно-технологической службы наблюдения (EITO), продажи мобильных телефонов в мире увеличатся на 8,5%, до 1,4 млрд штук (по другим прогнозам, до 1,6 млрд штук). Продажи смартфонов при этом, как ожидается, вырастут на треть.

Рынок прикладных программ к смартфонам демонстрирует и вовсе фантастический рост. В 2009 г. он оценивался в $1,4 млрд, а в прошлом году составил уже $5,2 миллиарда. Согласно прогнозам отраслевых экспертов, за следующие три года объем этого рынка приблизится к отметке $60 млрд, т.е. рост составит более 1000%.

На рынке смартфонов и их программного обеспечения наблюдается острая конкуренция и обилие патентных споров: Apple, Nokia и китайская НТС отсуживают друг у друга десятки изобретений в области "умной" мобильной аппаратуры.

Векторы развития современной мобильной телефонии высветил состоявшийся на прошлой неделе в Барселоне очередной всемирный конгресс мобильной связи Mobile World Congress, где свою продукцию представили 1300 компаний. В центре внимания были, естественно, смартфоны. По своим возможностям они уже вплотную приближаются к компьютерам: их стали оснащать двухъядерными процессорами и графическими чипами более высокого качества. Появляются новые технологии беспроводной связи – например, NFC, способная заметно ускорить передачу данных на небольшие расстояния. Вообще, рынок "умных мобильников" будет преподносить все новые и новые сюрпризы. Это сейчас один из самых динамично развивающихся высокотехнологичных сегментов потребительского рынка, причем развитие идет не только по количественным показателям (быстродействие, объем памяти и т.п.), но и по качественным характеристикам. Например, создаются модели, специально заточенные под сетевые игры или под путешествия (водонепроницаемые, ударопрочные). Возможно, вскоре смартфоны обзаведутся и другими функциями – например, заменят кошелек, кредитные карты и транспортные абонементы.

Российский рынок мобильных телефонов тоже активно рос после кризиса. По оценкам компании "Связной", в 2010 г. рост составил 26%: продажи достигли 35 млн аппаратов (155 млрд рублей). В этом году рост замедлится, так что продажи не выйдут даже на уровень в 40 млн штук (180 млрд рублей). При этом в нашей стране, вопреки мировым тенденциям, "умные" аппараты еще не начали теснить простые трубки. По данным "Связного", независимо от показателей роста, доля дорогих аппаратов (цена которых превышает 15 тыс. руб.) на рынке остается неизменной – около 2%. А именно в этой ценовой категории находятся полноценные смартфоны. В то же время аппараты средних категорий (от 1,5 до 10 тыс. рублей) потихоньку "обгрызают" 40%-ную долю самых дешевых трубок (менее 1,5 тыс. рублей). Но это объясняется не столько "поумнением" аппаратов, сколько инфляцией: даже самые дешевые модели дорожают. Впрочем, по данным "Евросети", в прошлом году цена среднего проданного аппарата в России возросла аж на 18% (до 4,5 тыс. руб.), что почти вдвое превышает уровень инфляции. Конечно, подорожание среднего мобильника вовсе не обязательно означает его "поумнение", но все-таки вселяет надежду на повышение общей функциональности мобильного хозяйства.

Выбор читателей