Как обуздать рост цен на бензин

В начале года власти вмешались в политику ценообразования на рынке нефтепродуктов, но госрегулирование - не панацея, указывают участники рынка и предлагают свои варианты решения наболевшей проблемы


ФОТО: AP



В первые месяцы 2011 г. государство вновь вмешалось в политику ценообразования: на этот раз на самом высоком уровне было велено притормозить рост стоимости бензина и других нефтепродуктов, и это требование было выполнено. В результате розничные цены, действительно, на время снизились, но, по данным аналитиков, на спотовом рынке стоимость бензина продолжает расти, и это неминуемо скажется на розничном рынке уже в середине апреля.

Бороться с этим ростом исключительно административными мерами директивного характера невозможно, что и отмечают эксперты, и признают представители государственных регуляторов. Так, замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин отметил, что "госрегулирование не является панацеей и эффективным способом воздействия на ценовую ситуацию".

Напрашивается вывод, что необходимы иные меры воздействия на систему ценообразования, которую, в силу ряда факторов, трудно назвать справедливой. В настоящее время, напоминает журнал "Компания", в России активно развивается механизм торговли нефтепродуктами на бирже, причем использовать его активно призывали власти.

Участники рынка признают, что биржевая торговля нефтепродуктами - удобный механизм, но злоупотребления и махинации отдельных участников рынка резко снизили его эффективность, пишет издание. Журнал "Компания" отмечает два наиболее распространенных варианта злоупотреблений на этом рынке.

Основные игроки пользуются наработанными связями, что, на их взгляд, надежнее, разъясняет замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company Алексей Козлов. "Подобный стиль работы переносится и на биржу. Покупатель и продавец договариваются о сделке вне торговой системы, а затем одновременно вводят встречные заявки, которые моментально удовлетворяются". Таким образом, сторонние фирмы даже не успевают сообразить, что происходит, а тем более поучаствовать в торгах за "лот".

Вторая лазейка, активно используемая недобросовестными продавцами, - непредсказуемость предложения. "Чужих" отсекали от торгов, выставляя заявки на продажу в самый последний момент. Частично эту "серую" зону удалось закрыть после того, как биржа потребовала от участников торговли оповещения о выставляемых объемах товара за три дня до проведения торгов, однако вопрос о равномерном распределении объема в течение месяца пока не урегулирован.

Участники рынка объясняют резкое подорожание нефтепродуктов в конце прошлого года подъемом котировок на бирже. Перечень причин подорожания нефтепродуктов, в числе которых был резкий рост спроса на зимнее дизтопливо и увеличение потребления авиакеросина в предновогодний период, не удовлетворил ФАС, инициировавшую ряд проверок, а по их итогам заявившую об обнаруженных махинациях со стороны отдельных игроков и о нарушении закона о конкуренции в работе биржевых площадок.

На биржах уже прокомментировали сложившуюся ситуацию. Вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Тимур Хакимов подтвердил журналу "Компания" получение материалов проверок от ФАС. "Сейчас наши специалисты изучают их. Поймите меня правильно: документ содержит в себе порядка 50 страниц, там очень много цифр, а цифры, как известно, любят точность. За несколько дней документ в полном объеме не изучить", - пояснил представитель биржи. Он уточнил, что официальная позиция биржи будет озвучена ориентировочно 4 апреля.

А на Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса (МБНК) считают, что биржа просто физически не могла допустить некоторые из перечисленных ФАС нарушений в силу действующих торговых технологий. "Я не говорю, что нарушений нет совсем. Но они не системные, а эпизодические, мы их корректируем в текущем порядке, согласно нормативам и предписаниям регуляторов", - заявил "Компании" президент МБНК Виктор Баранов.

Однако формирование чиновниками механизмов биржевой торговли и их искусственное регулирование - не выход, убеждены участники рынка, опрошенные экспертами. В частности, не выглядит панацеей обсуждаемый вариант "административно-насильного" перевода торговли нефтепродуктами на одну только биржу - СПбМТСБ. Это приведет лишь к монополизации рынка биржевых услуг со всеми вытекающими последствиями, пишет "Компания".

"Рынок и административное регулирование понятия несовместимые - либо у нас плановая экономика, либо рынок. Третьего не дано. Уверен, что необходимо развивать именно рыночные механизмы - стимулировать биржевую торговлю, противодействовать "серым" и непрозрачным сделкам на внебиржевом рынке", - считает генеральный директор ООО "Солид - Товарные рынки" Илья Мороз.

"Компания" приводит перечень мер, предлагаемых самими участниками рынка для оздоровления ситуации с ценообразованием на нефтепродукты. Игроки на бирже предлагают активизировать и усилить контроль, осуществляемый маклерской службой биржи, за совершаемыми сделками и поведением участников торгов; разработать дополнительные критерии, при наличии которых сделка будет подлежать проверке маклером.

Также, при наличии фактов, свидетельствующих о недобросовестном поведении участников торгов, вводить временной лимит на выставление противоположных заявок по инструменту для подозреваемых в сговоре. Необходимо рассмотреть вопрос об установлении для продавцов обоснованных требований о равномерном распределении объема товара в течение календарного месяца; ускорить процесс по переходу к торговле по модели индивидуального стакана с использованием общей спецификации и единого договора поставки.

Но это меры краткосрочного характера. А настоящей ставкой на будущее и важным элементом стабилизации цен на нефтепродукты должна стать срочная торговля - самый популярный инструмент хеджирования рисков в условиях повышенной волатильности. Фьючерс на нефтепродукты сможет существенно повысить эффективность биржевой торговли, уверены эксперты.

Биржевые торги фьючерсами на нефть - наиболее прозрачный инструмент ценообразования ввиду конкуренции на бирже. На таком рынке правительству останется контролировать лишь нарушения конкуренции, а не заниматься постоянным выяснением того, откуда взялась та или иная цена. "Звучит отлично, только, как реализовать это предложение, мало кто знает", - отмечает Илья Мороз.

К тому же, для формирования конкурентного рынка нефтепродуктов введения фьючерсов явно недостаточно. Необходимо убрать административные барьеры, изменить налоговую систему для стимулирования роста глубины переработки нефти, добавляет "Компания".

Выбор читателей