На рынок выходит недвижимость новых формаций

Приоритеты покупателей жилья изменились. Если раньше для человека главным критерием была цена, то сейчас не менее важным становится и комфортная среда проживания




Мы беседуем с Александром Хрусталевым, директором и основным владельцем компании "НДВ-Недвижимость", которое в последнее время все чаще называют market-makerом рынка массового жилья в Москве.

- Александр, ваше агентство после кризиса стало одним из ведущих игроков, потеснив давно известные компании. Почему это произошло?

Александр Хрусталев: После кризиса - я, вообще-то, не люблю это слово, даже запретил его употреблять в компании - все писали о том, что мир изменился. Изменился покупатель, его требования, приоритеты. Мы, наверное, первыми это почувствовали и попытались использовать изменившиеся условия. И вместе с нашими девелоперами, которые являются нашими партнерами, мы провели реконцепцию многих проектов. В результате на рынке появились проекты комфорт-класса, с такими дополнительными опциями, как отделка квартир, продуманная необходимая инфраструктура. Многие из этих проектов уже успешно реализованы, другие находятся на завершающей стадии реализации.


- Девелоперы охотно вносили изменения в свои проекты? Ведь и создание проекта, и внесение в него изменений стоит денег.

А.Х.: Всем известно, что наша компания реализует проекты на эксклюзивной основе. Естественно, договор об эксклюзивной реализации подписывается только между партнерами, которые достигли понимания по неким стратегическим вопросам, у которых нет разногласий по принципиальным моментам. Собственно, со многими девелоперами у нас устанавливаются не только деловые, но и дружеские отношения. Например, с председателем совета директоров ГК "Настюша" Игорем Пинкевичем, с которым мы действительно дружим, как и с Андреем Бакуничевым из концерна "Монарх". Тесно общаемся с Алексеем Ивановичем Кимом из "УНР-494", с Алексеем Демьянчуком из "ПСТ". Можно сказать, что все наши партнеры - это наши единомышленники.

- У вас сейчас самый широкий ассортимент новостроек.

А.Х.: Действительно, и все это - предложения от очень уважаемых на рынке компаний, которые честно выполняют свои обязательства перед покупателями, строят без нарушений графика, сдают дома вовремя. Концерн "Монарх", "УНР-494", Первый строительный трест - все это компании с отличной историей, безупречной репутацией. И я горжусь сотрудничеством с ними.


- Микрорайон "Царицыно" сегодня - один из самых ваших известных проектов. Начинали вы как самая доступная новостройка.

А.Х.: Совершенно верно. На этапе старта продаж - весной 2010-го - у покупателей цена за квадратный метр была главным критерием выбора. Поэтому мы начали с 68 тысяч рублей - что тотчас было отмечено экспертами из московского бизнес-клуба как самая доступная цена в Москве - и не прогадали. Объект просто взорвал рынок. Монолитные дома напротив Царицынского парка с великолепной инфраструктурой, предусматривающей строительство четырех детских садов, двух школ, собственной поликлиники... С моей точки зрения, микрорайон "Царицыно" и сейчас остается образцово-показательным районом по уровню создания комфортной среды проживания, по уровню соотношения цена-качество. Таким образом, мы и ГК "Настюша" четко соблюдаем договоренности: компания "НДВ-Недвижимость" является эксклюзивным продавцом объекта, а МКХ получает финансовый поток согласно плану продаж.

- Какой сейчас там уровень цен?

А.Х.: Сейчас квадратный метр там стоит от 86 тысяч рублей. По восьмому корпусу уже работает рабочая комиссия, ключи собственникам мы планируем выдать в конце мая. Помимо квартир с евроремонтом и с черновой отделкой сейчас внедрена такая опция, как квартира под чистовую отделку, когда собственникам остается лишь заехать, положить ламинат, поклеить обои, установить сантехнику – и справить новоселье.

- Почему цены так выросли?

А.Х.: Здесь много причин. Во-первых, любой активно строящийся объект быстро дорожает. Это обычная ситуация для рынка. Во-вторых, сегодня покупательские приоритеты изменились. Если раньше для человека главным критерием при покупке была цена, то сейчас не менее важным становится и комфортная среда проживания, качество жилья. Так, на последнем совещании мы с девелопером приняли решение об установке шлагбаумах на въездах-выездах в микрорайон. То есть на его территории не будет случайных людей. Что же касается комфорта проживания, то, согласитесь, когда вы со своего этажа спускаетесь на лифте в подземный паркинг - это определенный уровень жизни, за который люди готовы платить. Когда в общественных зонах у вас дизайнерская отделка, когда ваши дети играют на современной площадке, созданной в соответствии с последними европейскими тенденциями организации безопасного и полезного детского досуга - это все те мелочи, которые украшают вашу жизнь. Проработав целый пакет подобных нововведений, мы предложили их рынку - и пока высокие темпы продаж подтверждают правильность нашего выбора.

- Что будет востребовано рынком в ближайшем будущем?

А.Х.: Думаю, популярность объектов экономкласса, которые были столь востребованы в ближайшем будущем, снизится. Интерес покупателя переключится на проекты комфорт-класса и на нижний ценовой сегмент бизнес-класса. Конечно, произойдет это не сразу, но подобные тенденции уже прослеживаются.

- Сейчас многие наши гости говорят о том, что дешевого жилья больше не будет.

А.Х.: Это действительно случится, если новый мэр реализует запрет на строительство в пределах ТТК. Уже сейчас существует нехватка жилья в Москве. Любые запреты на новое строительство только обострят существующую ситуацию.

- Все на рынке говорят об уникальных методах, которые применяет ваша компания при работе с проектами.

А.Х.: Да, в арсенале компании "НДВ-Недвижимость" действительно есть несколько ноу-хау в реализации новостроек. Начиная с уникальных рекламных площадок, где за нами закреплены эксклюзивные места, и заканчивая формированием имиджа проекта, его ценовой политики. Мне не хотелось бы много распространяться на эту тему, наши ходы и так часто копируют конкуренты. Мы не обижаемся - это свидетельствует об успешности нашей политики продвижения. Но, тем не менее, о планах своих предпочитаем не рассказывать.

- Ваша компания известна и тем, что у вас большой опыт работы с проблемными объектами.

А.Х.: Да, и опыт положительный. Но нужно заметить, что любой успех при работе с проблемными объектами зависит не только от креативности риелтора, но и от готовности к сотрудничеству девелопера. Еще раз повторюсь, что все девелоперы, с которыми мы работаем, не просто партнеры нашей компании, но и мои личные друзья.


- Сами вы не планируете заняться девелопментом?

А.Х.: Нет. Дело в том, что я занимался и строительством, и девелопментом в своей жизни, причем довольно успешно. Иначе у меня не было бы того опыта, который позволяет мне внедрять ноу-хау в проекты, с которыми работает моя компания. Но со временем я понял, что моя стезя - продажи и консалтинг. Сегодня "НДВ-Недвижимость" может реализовать любой проект в необходимые сроки, создать любой уровень прибыли для девелопера. Достаточно сказать, что в январе я поставил задачу - переломить традиционно вялые продажи в этом месяце. И мы продали тысячу квартир. Я горжусь этим.


- У вас есть постоянный пул девелоперов. Существует ли такой же пул покупателей?

А.Х.: Разумеется. Есть определенная категория инвесторов, которые внимательно следят за нашими новинками, заходят на каждый наш новый проект. Недавно один такой человек сказал мне, что для него главное - присутствие офиса продаж "НДВ-Недвижимость" на объекте. Никакие договоры и прочие "бумажки" не являются таким гарантом успешности проекта, как наш офис продаж. Мне было чрезвычайно приятно это слышать. Вообще, покупатели идут к нам, потому что знают: все, что мы продаем, будет построено в срок. А наша собственная служба качества позволяет нам гарантировать качество строительства на наших объектах. В то же время, работа нашей компании гарантирует присутствие на объектах технологических новинок и востребованных рынком опций, а также адекватную рынку ценовую политику. Ведь мы понимаем: успех каждого проекта нашей компании - это вклад в капитализацию нашего бренда.

- Но ведь получается, что и офис "НДВ-Недвижимость" на строительной площадке работает на репутацию объекта.

А.Х.: По-другому и не должно быть. Любая компания, контролирующая около 50% рынка новостроек, должна нести ответственность перед этим рынком. И мы делаем все, чтобы оправдать доверие потребителей.

Выбор читателей