Борьбе за безопасность россиян на транспорте мешают деньги

Попытки российских властей ужесточить режим безопасности, чтобы предотвратить события, подобные терактам в метро и "Домодедово", пока воплотились лишь в перечень подготовленных поправок в законопроект


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Попытки российских властей ужесточить режим безопасности на транспорте, чтобы предотвратить события, подобные терактам в метро и "Домодедово", пока воплотились лишь в перечень поправок, по поручению президента подготовленных правительством для внесения в уже существующий закон №16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Дальнейшему продвижению пакета мер, в который входят предложения ФСБ о проверках и паспортном контроле за пассажирами междугородних автобусов, мешает огромная совокупность самых разных причин. Одна из них - странная позиция Министерства транспорта во главе с Игорем Левитиным, пишут "Аргументы недели".

В конце марта, напоминает издание, Левитин отправил в Кабмин письма, в которых выразил свое несогласие с позицией ФСБ. В частности, транспортные чиновники выступают против использования спецслужбами практики применения "муляжей", которые помогают определить, насколько в действительности эффективна работа служб безопасности на транспортных объектах.

К слову, недавние проверки продемонстрировали, что на вокзалах, автостанциях и аэропортах ситуация складывается пугающая. Генеральная прокуратура установила, что эти транспортные узлы представляют собой натуральный проходной двор для кого угодно, в том числе и преступников. И одним из факторов, приведших к этому, прокуратура называет бездействие чиновников ведомства Левитина, до сих пор не утвердивших конкретные требования по обеспечению безопасности, из-за чего силовые органы не могут даже полностью оценить уязвимость транспортных объектов. Еще в марте Генпрокуратура направила в Минтранс предложение как можно быстрее завершить эту работу. Однако это письмо так и осталось без ответа.

"Проверки показали, что Минтранс России не в полной мере осуществляет возложенные на него функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения транспортной безо­пасности", - цитируют "Аргументы недели" сообщение ведомства по итогам проверок. Но Минтранс стоит на своем - никаких "муляжей". Помимо этого, не понравилась министерству и идея о продаже билетов на междугородные автобусы по паспорту. Ведомство Левитина также выступает против предложений ФСБ о систематических проверках того, как Минтранс справляется с исполнением законов о безопасности, контроле за строительством вокзалов и аэропортов, а также о выборочных проверках автотранспорта сотрудниками МВД и Ространснадзором. Наконец, не нравится Минтрансу и предложение о досмотре стражами порядка пассажиров и их багажа, с которым, по мнению чиновников ведомства, справятся и специальные подразделения транспортной безопасности.

По предположению издания, причина избранной транспортным ведомством позиции кроется в опасении потерять контроль над денежным потоком в сфере транспортной инфраструктуры и строительства. "Аргументы недели" поясняют, что, если суммировать предложения Левитина, получится, что министр предлагает создать собственный центр безопасности на транспорте, который будет подотчетен только самому Минтрансу. И тот факт, что эти функции не свойственны транспортному ведомству, чиновников не смущает.

На кону серьезная сумма, объясняет издание неуступчивость Минтранса и напоминает, что на февральском заседании правительства было принято решение потратить в 2012 - 2014 гг. на безопасность на транспорте более 50 млрд рублей. В итоге складывается следующая ситуация: в верхах могут приниматься любые решения - взвешенные, жесткие, оперативные, - но в случае, когда чиновники, прежде всего Минтранса во главе с Левитиным, не могут достигнуть компромисса с другими ведомствами, борьба за безопасность на транспорте остается лишь декларацией, резюмирует издание.

Выбор читателей