Нефть больше не наше все

Рост российского ВВП уже не зависит от динамики нефтяных цен. Их повышение будет только мешать дальнейшему развитию, а нефтегазовая отрасль перестанет быть локомотивом экономики


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Министр финансов РФ Алексей Кудрин вчера вновь посетовал на слишком резвые нефтяные цены. Ускорение их роста будет "угнетать экономику", заявил глава Минфина в четверг на съезде Российского совета промышленников и предпринимателей.

У правительства и правда есть повод для волнений. В федеральный бюджет на 2011 г. заложена среднегодовая цена на эталонную российскую марку Urals в $75 за баррель, тогда как сейчас она уже почти вдвое превышает данный уровень – $119,7 за баррель.

По словам Кудрина, сценарные условия развития экономики, которые накануне были одобрены на заседании правительства РФ, не зависят от нефтегазовых доходов в той степени, как это было раньше. Министру, конечно, виднее, но неискушенный обыватель данного обстоятельства, скорее всего, не заметит. Сценарии для России по-прежнему привязаны к черному золоту и основаны на разной динамике нефтяных цен.

В базовом варианте, предлагаемом для формирования федерального бюджета на следующие три года, заложена цена на нефть Urals в 2011 году в $105. Этому будет способствовать сохраняющаяся напряженность у производителей нефти в арабских странах, восстановление объемов потребления развитыми странами и повышение спроса в развивающемся мире, а также сохранение высокого уровня мировой ликвидности. На следующий год прогнозируется снижение цены до $93 за баррель, при условии стабилизации поставок и возможного замедления темпов роста экономик импортеров нефти. А в 2013 – 2014 гг., согласно базовому варианту, возобновится тенденция умеренного роста цен – до $95 и $97 за баррель соответственно, благодаря увеличению потребления нефти.

Второй вариант выглядит весьма сурово: он предполагает достижение к середине 2011 г. уровня в $150 за баррель и последующее быстрое снижение цен – до $70 за баррель к середине 2012 года. Наиболее предпочтительным, но наименее вероятным кажется третий вариант – сохранение на протяжении всего прогнозного периода цен в пределах $100 за баррель, а к 2014 г. их рост до $117 за баррель.

"В сценарных условиях цена на нефть ставится разная, а темпы роста остаются одинаковые. Это как раз подтверждение того грустного факта, что даже цена на нефть, до кризиса являвшаяся серьезным стимулом развития, сейчас уже исчерпала себя", – пояснил Кудрин. Нефтегазовая отрасль скоро перестанет быть локомотивом роста экономики, предупредил он.

Отставание темпов экономического роста от динамики нефтяных цен заметили не только министры. "Вплоть до самого конца 2007 г. (последнего докризисного года) цена на нефть не превышала $90 за баррель, а весной 2003 г. вообще была близка к $20 за баррель. Между тем, в 2003 – 2007 гг. российская экономика стабильно росла темпом 7% – 8% в год, а сейчас даже 4% представляется оптимистичной оценкой", – напоминают экономисты "Центра развития" НИУ ВШЭ в своем экономическом прогнозе на 2011 – 2015 годы. Этот парадокс они объясняют целым рядом причин, некоторые из которых напрямую относятся как раз к действиям российского правительства.

Аналитики отмечают, что на волне эйфории от нефтяных сверхдоходов сильно разбухли бюджетные расходы, и даже кризис не заставил власти отказаться от проведения популистской политики. Не удивительно, что в 2007 г. федеральный бюджет мог сбалансировать свои доходы и расходы при цене $26 за баррель, а в 2010 г. – при $114 за баррель. Но поскольку дальше наращивать дефицит правительство не рискует, нынешний рост нефтяных цен, наоборот, используется для латания бюджетных дыр и не вызывает дополнительных расходов, что в какой-то мере могло способствовать росту ВВП.

Кроме того, рост экспортных доходов не трансформируется в рост инвестиций из-за ухудшения инвестиционного климата, усиления неопределенности и бегства капитала. На смену притоку иностранного капитала, который до кризиса был основным источником средств для банковского кредитования, пришел отток. Не трансформируется рост экспортных доходов и в рост внутреннего потребления: напуганные экономическими неурядицами граждане сегодня предпочитают сберегать, а не тратить.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей