Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Размышляя о светлом будущем российских производителей, Путин одновременно в очередной раз огорчил их реалиями настоящего, фактически подтвердив курс правительства на отказ от сдерживания укрепления рубля в пользу борьбы с инфляцией. Российский бюджет слишком обременен социальными обязательствами, и это не позволяет изымать в резервы избыточный объем иностранной валюты, приток которой увеличился из-за роста нефтяных цен, пояснил премьер. Такая политика весьма беспокоит промышленников, о чем говорилось и в Тольятти.
Высказывание Путина стало ответом на выступление зампредседателя Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, который призвал власти при формировании курсовой политики в большей степени учитывать интересы высокотехнологичной промышленности и экспорта машиностроительной продукции. "Недавно повысилась ставка рефинансирования, повышение всего на четверть процента, но очень не хотелось бы, чтобы это стало тенденцией", – отметил Гутенев.
Волнение бизнесмена понятно: рост базовой ставки означает и рост кредитных ставок. Однако глава Кабинета министров утешил собравшихся тем, что в этом вопросе власти намерены им помочь – на субсидирование процентных ставок в машиностроении в 2011 г. будет направлено 8,5 млрд рублей. "В качестве мер поддержки предприятий различных секторов машиностроения будем применять механизм субсидирования процентных ставок, прежде всего, по кредитам на технологическое перевооружение и реализацию внутренних инвестиционных проектов", – сообщил Путин. Также, по его словам, правительство будет содействовать предприятиям машиностроения в привлечении средств Внешэкономбанка и других финансовых институтов.
Обещаниям премьера можно верить. Масштабная поддержка автопрома в кризисные годы давно стала притчей во языцех. Особенно повезло АвтоВАЗу. Путин напомнил, что за два года предприятию было перечислено 75 млрд руб. по разным каналам и на разные цели. Кроме того, именно тольяттинский автогигант снял львиную долю сливок с программы утилизации автохлама. Не удивительно, что накануне визита высокопоставленного гостя АвтоВАЗ бодро отрапортовал о прибыли, полученной по итогам 2010 г., впервые за те же два года. Она составила 3,6 млрд рублей, тогда как годом ранее компания показала убыток в 49,2 млрд рублей.
Но аналитики не преминули внести ложку дегтя в эту бочку меда, отметив, что предприятие стало прибыльным только благодаря дисконтированию займов со стороны Ростехнологий. "По сути, чистая прибыль в этом году – это те проценты, которые компания не выплатила, без них этот год был вновь убыточным", – пояснил газете "КоммерсантЪ" Владимир Беспалов из "ВТБ Капитала". Его коллега из "Атона" Михаил Пак согласился, что "фактически "живых" денег на АвтоВАЗе в этом году не видели". "Без учета дисконтирования операционная прибыль составила бы всего 358 млн руб., а чистой прибыли не было бы вовсе, компания получила бы 4,1 млрд руб. чистого убытка", – подсчитал эксперт. По его мнению, "без господдержки АвтоВАЗ не сможет выйти на чистую прибыль и в будущем". Впрочем, пока государство явно не намерено эту поддержку прекращать. И даже премьерские покатушки на свежем вазовском творении рассматриваются как рекламный ход, который поможет привлечь к новинке интерес со стороны покупателей.
Судно моментально ушло под воду