Экономике грозит замедление

В начале года была повышена ставка совокупных страховых взносов, теперь ее пытаются вновь опустить. Но уменьшения до прежнего уровня уже может оказаться недостаточно: слишком сильный удар был нанесен по российскому бизнесу и экономике в целом


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Возросшие страховые взносы нанесли весьма чувствительный удар по российскому бизнесу и экономике в целом: увеличилась доля "серых" зарплат, ухудшился бизнес-климат, сократился объем инвестиций. Именно последний фактор стал одной из причин того, что в стране впервые наблюдается ситуация, когда рост мировых цен на нефть не приводит к притоку капитала и быстрому увеличению занятости. Все это негативно отразится на темпах экономического роста. По оценкам Института экономической политики им Е.Т. Гайдара, в 2011 г. он замедлится на 0,7%. Аналогичной позиции придерживается и Минэкономразвития, прогнозируя снижение ВВП на 0,5% – 0,7%.

С 1 января 2011 г. совокупная ставка страховых взносов, которые отчисляются в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования, выросла с 26% до 34%. В результате зарплаты устремились в тень. Если до октября 2010 г. доля "конвертируемых" зарплат держалась на уровне 20%, то в ноябре она увеличилась на 2%, в декабре – на 6%, а к марту 2011 г. показала двукратный рост. Замедлился и прирост зарплат. По словам руководителя направления "Макроэкономика и финансы" Института экономической политики Сергея Дробышевского, это значит, что предприятия в значительной степени переложили повышение взносов на самих работников.

В России аномально высокая нагрузка на фонд оплаты труда, учитывая, что наша страна и так далеко не самая лучшая в плане развития бизнес-климата и привлекательности для инвестиций, отмечает заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики Владимир Назаров. При этом сколько-нибудь ощутимого фискального эффекта повышение страховых взносов не даст, полагают эксперты. Как отмечает президент "Деловой России" Александр Галушка, это приведет к снижению прибыли предприятий; соответственно, сократится и база по налогу на прибыль. Кроме того, нововведение по сути означает перекладывание денег из кармана в карман, поскольку возросшие расходы на зарплаты бюджетников будут обеспечиваться за счет бюджета. И эти расходы съедают 40% от эффекта повышения ставки, подсчитали в Институте им. Гайдара.

Правда, первые данные официальной статистики выглядят довольно оптимистично: сбор по страховым взносам резко увеличился. Но это лишь иллюзия. "Страховые взносы выросли по сравнению с первым кварталом прошлого года, но в том году это был первый квартал, по которому сборы администрировал ПФР. В результате в статистике произошел некоторый сбой, и часть взносов не была зарегистрирована", – поясняет Владимир Назаров. На самом деле фонд недособрал примерно 8% – 10% из-за ухода зарплат в тень.

Нынешний интерес к данному вопросу объясняется тем, что ситуацией со страховыми взносами озаботились на самом высоком уровне. Еще в марте Дмитрий Медведев поручил до 1 июня предоставить ему предложения по их снижению. Вчера президент напомнил правительству, что времени осталось немного, причем потребовал снижения ставки для всех категорий налогоплательщиков, тогда как правительство склонялось к варианту предоставления льгот только для малого бизнеса.

Эксперты с президентом солидарны. Уменьшение налогов лишь для малого бизнеса приведет к дроблению других предприятий, отмечают они, поэтому необходимо уменьшать общие ставки – как минимум, до прежнего уровня в 26%. Однако и этого уже может оказаться недостаточно. "Решение оставить ставку на таком уровне было бы идеально до момента ее повышения. Сейчас же, когда есть существенное ухудшение инвестиционного климата, подрыв доверия бизнеса к правилами игры и заметный уход в тень, возврат к прежней ставке, может, и был бы благотворен, но в очень долгосрочной перспективе, 10 – 15 лет. Мы рассматриваем вариант снижения совокупной ставки страховых взносов до 22%", – говорит Владимир Назаров. Одновременно эксперты считают целесообразным расширить налогооблагаемую базу за счет повышения уровня годовых зарплат, с которых взимаются страховые взносы, – с нынешних 463 тыс. руб. до 660 тыс. рублей. А еще более высокие оклады обложить налогом в 3% – 5%.

Компенсировать выпадающие доходы предлагается за счет повышения до европейского уровня акцизов на табак и крепкую алкогольную продукцию. Одно только повышение акцизной ставки на табачные изделия к 2012 г., по разным оценкам, даст бюджету дополнительные доходы в размере 745 –800 млрд руб., при этом стоимость пачки сигарет достигнет 110 – 120 рублей. Противники подобной меры предупреждают, что население к такому не готово и может перейти на потребление суррогатов. Данные независимых социологических опросов и опыт близких по духу соседних стран свидетельствуют об обратном, парирует Александр Галушка

. По его словам, согласно опросу, проведенному Российской экономической школой в феврале-марте 2011 г., 41% населения полностью поддерживают повышение акцизов на табак, 30% скорее поддерживают, 22% скорее против и лишь 7% абсолютно не согласны с подобным действием. То есть подавляющая часть населения к повышению акцизов все-таки готова. На Украине, где за два года акцизы на табак повысились в восемь раз, объем поступлений в бюджет увеличился в 3,7 раза, на 12% снизилось потребление табака, а вот контрафакт вырос только на 2%. "Эту дорогу давным-давно прошли страны, очень похожие на нас", – констатировал Галушка.

Еще один путь повышения бюджетных доходов – приватизация госсобственности. "Объем тех активов, которые можно приватизировать, настолько велик, что распродавать их мы можем очень долго", – уверен Владимир Назаров.

Выбор читателей