Жертвам преступлений станет легче жить

Если раньше основным чувством жертв преступлений был страх, то сегодня они испытывают, в основном, недовольство. Пострадавшие недовольны абсолютно всем – действиями полиции, суда и теми льготами, которые им предоставляются


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В четверг в Москве состоялась 25-я конференция Европейской ассоциации поддержки потерпевших. На ней рассказали, как живут жертвы преступлений в Европе и США и что ждет российских потерпевших в ближайшее время.

Программы содействия жертвам преступлений существуют в Европе уже больше 40 лет. В России принятие закона "О потерпевших от преступлений" ожидается в конце этого года.

На что вправе рассчитывать жертва преступления в Европе? Во-первых, пострадавшие имеют намного больше возможностей участия в судебном процессе. В Германии, к примеру, жертва имеет право выступать на суде в качестве второго прокурора. А это значит, что, если государственный прокурор откажется от обвинений, дело не будет закрыто, как делается в таких случаях в России.

В Европе и Америке суд не может выпустить обвиняемого под залог, если жертва преступления выступает против. Более того, жертва преступления в Европе имеет возможность выступить в суде и СМИ с официальным заявлением, которое суд обязан учесть при вынесении приговора.

"У нас в Ирландии 20 лет назад произошел один случай, – рассказал судья Пол Гиллиган. – Судили педофила, убивавшего детей. Суд не находил достаточно улик, и обвиняемого собирались отпустить. Однако родители выступили с официальным заявлением, в котором потребовали привлечь педофила к ответственности. Суд обязан был учесть это требование, человека осудили. А недавно выяснилось, что он невиновен. Заявление родителей стоило ему 20 лет жизни".

Профессор Марк Хрунхаюзен из Нидерландов рассказал о том, как изменилась психология жертв преступлений за последние десять лет. Если раньше основным чувством жертв был страх, то сегодня потерпевшие испытывают, в основном, чувство недовольства: "Жертвы недовольны абсолютно всем – действиями полиции, суда, теми льготами, которые им предоставляются. Причем чем больше льгот, тем больше недовольства, что особенно хорошо видно на примере Великобритании".

После этого выступления представители российских силовых ведомств, сидевшие в зале, начали ворчать: "Правильно! И у нас так будет – чем больше денег на жертв выделит государство, тем больше они полицию станут не любить".

Впрочем, европейским жертвам есть на что обижаться: согласно докладу того же Марка Хрунхаюзена, даже в самых благополучных государствах на жертв из бюджета выделяется всего лишь 30% от необходимого объема средств. В худшем случае речь идет лишь о 10%. "А это значит, что 90% жертв, нуждающихся в государственной поддержке, оказываются ее лишены", – констатировал профессор.

Помощь оказывается, в первую очередь, детям, а также жертвам насильников. Они имеют право выехать по постоянное место жительства за границу, причем государство обязано выделить им сопровождающего, переводчика, а также обеспечить их за границей жильем, работой и возможностями для проведения досуга.

Европейские парламентарии надеются, что и Россия, вступившая недавно в Европейскую ассоциацию поддержки жертв преступлений, скоро станет предоставлять своим жертвам подобные права и возможности.

Пока же в новом законопроекте "О потерпевших от преступлений" говорится, в основном, об обязанности преступников возмещать причиненный потерпевшим ущерб. После принятия нового закона преступник не сможет выйти из тюрьмы условно-досрочно, если не расплатился с потерпевшим полностью. Также в новом законе говорится о необходимости государственных компенсаций в том случае, если преступник не нашел возможности компенсировать нанесенный ущерб.

Выбор читателей