В Абхазии начинается борьба за наследие Багапша

В команде Багапша есть сильные политики, способные возглавить страну. Если им удастся договориться, Абхазия продолжит развитие на основе базовых принципов независимости от Грузии и особых отношений с Россией. Если нет – республику могут ждать серьезные потрясения


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В минувшее воскресенье в московской больнице скончался президент Абхазии Сергей Багапш. Он был избран главой республики в январе 2005-го и переизбран на второй срок в декабре 2009 года. Если первого лидера Абхазии, Владислава Ардзинбу, оставившего власть в 2004 г. и ушедшего из жизни в марте 2010 г., называли "президентом войны", то Багапша – "президентом мира". Но именно при нем республика пережила напряженные дни августа 2008-го, и ее независимость была признана Россией.

В Абхазии объявлен трехдневный траур. Сергей Багапш будет похоронен 2 июня в родовом селе Джгерда Очамчирского района. После этого будет названа дата досрочных президентских выборов и начнется избирательная кампания, которая может стать серьезным испытанием для абхазской государственности.

Скоропостижный уход безусловного лидера практически всегда создает политические проблемы и провоцирует борьбу за власть, а в случае Абхазии – еще контроль над финансовыми потоками, идущими из России. И хотя за годы президентства вокруг Багапша сложилась относительно крепкая команда, ситуация в республике не является абсолютно стабильной.

С аналогичными проблемами Абхазия сталкивалась в 2004 г., когда выборы преемника Ардзинбы спровоцировали серьезный политический кризис. Главным претендентом на пост президента считался глава правительства Рауль Хаджимба, который из-за болезни Ардзинбы фактически управлял республикой и пользовался поддержкой Москвы. Но вопреки ожиданиям победил генеральный директор Государственной компании "Черноморэнерго" Сергей Багапш, выдвинутый общественно-политическим движением "Амцахара" при поддержке движения "Единая Абхазия".

Хаджимба отказался признавать победу Багапша, между сторонниками обоих кандидатов начались столкновения, и республика оказалась на грани гражданской войны. Ситуацию осложнял тот факт, что Багапша обвиняли в лоббировании интересов Грузии, и это беспокоило Москву. Но конфликт удалось разрешить. Соперники пошли на выборы единой командой – президент Багапш и вице-президент Хаджимба. Этот альянс просуществовал до мая 2009 г., когда Хаджимба подал в отставку, чтобы принять участие в президентских выборах, назначенных на декабрь 2009 года.

Помимо бывшего вице-президента Хаджимбы, получившего 15,32% голосов, соперниками Багапша на выборах выступили глава Абхазского морского пароходства Заур Ардзинба (9,14%), владелец "Абаза-ТВ" и председатель Партии экономического развития Абхазии Беслан Бутба (8,25%) и доктор философии и экономики Виталий Бганба (1,3%). Большая часть этих людей осталась в политике, так же как и лидеры оппозиционных партий, обвинявших Багапша в предательстве национальных интересов и игре на стороне России.

В мае 2009 г., практически одновременно с отставкой Хаджимбы, противники Багапша, возмущенные планами абхазской власти передать в управление российским компаниям стратегические объекты – аэропорт и железную дорогу, – обратились с жалобой к президенту и премьеру РФ. Письмо, в котором утверждалось, что действия руководства Абхазии "создают угрозу для внутренней стабильности" в республике, было подписано лидерами Социал-демократической партии, Партии экономического развития и Народной партии и представителями Форума народного единства и общественных организаций "Ахьаца" и "Аруаа".

Убедительная победа Багапша (более 61%) не позволила раскачать ситуацию, но антироссийские настроения, которые транслировали авторы письма – "Люди начинают говорить, что мы были независимыми 15 лет, а теперь эту независимость у нас забрали", – никуда не делись и даже нарастают на фоне продолжающихся конфликтов по поводу земли и недвижимости. Определенные основания для настороженности в отношении России действительно есть. После признания независимости Абхазия стала объектом экспансии со стороны России, видящей в республике и стратегический плацдарм, и субтропический курорт.

Это нравится далеко не всем – недовольны не только оппозиция и "улица", но и определенная часть государственных служащих. В результате российские собственники жилья продолжают проигрывать один суд за другим. Местная пресса называет решение о создании российско-абхазской согласительной комиссии "антигосударственным и антиабхазским", а возвращение людям фактически отобранного у них имущества – "угрозой абхазскому народу".

В некоторых СМИ даже утверждается, что Абхазия может выгнать русских, потому что "теперь она меньше зависит от России, чем Россия от Абхазии". Абхазские элиты, с одной стороны, используют Москву как дойную корову, а с другой – говорят о многовекторной политике, отвечая на уже начавшиеся заигрывания со стороны Запада.

План "перезагрузки" ситуации, сложившейся в Абхазии и Южной Осетии по итогам победы России в августе 2008 г., еще год назад достаточно откровенно изложил один из руководителей радиостанции "Свобода" Пол Гобл. Этот человек, долгое время проработавший в ЦРУ и в Бюро исследований и разведки Госдепа США и считающийся одним из лучших экспертов по Кавказу, полагает, что Западу пора "наладить прямые контакты с Абхазией – экономические, социальные, культурные – и получить доступ к абхазским портам". Это поможет республике выйти из изоляции и обеспечит ее реальную независимость от России.

При таком раскладе внезапная смерть Багапша еще больше расширяет поле возможных рисков. Эксперты предупреждают, что начавшейся борьбой за власть обязательно воспользуется Грузия, которая сделает ставку не на военное вторжение, а на раскачивание ситуации в республике, чтобы вызвать хаос и, воспользовавшись им, либо добиться международного вмешательства, либо привести к власти людей, которые будут лоббировать грузинские интересы. Конечная цель этой игры – вернуть Абхазию под власть Грузии.

Все эти внутренние и внешние угрозы станут реальной проверкой на прочность для команды, сформированной за годы президентства Багапша. В этой команде есть сильные политики, способные возглавить страну. Речь, в первую очередь, идет о вице-президенте Александре Анквабе, председателе парламента Нугразе Ашубе и главе правительства Сергее Шамбе. Если им удастся договориться, Абхазия продолжит развитие на основе базовых принципов независимости от Грузии и особых отношений с Россией. Если нет – республику могут ждать серьезные потрясения.

Выбор читателей