Гастарбайтеры разнесут оставшиеся храмы за 10 лет

Реставраторы с этого года сидят без работы - тендеры на реставрацию древних икон и храмов выигрывают фирмы-однодневки, сохраняющие культурное наследие при помощи лопат и гастарбайтеров


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Самые именитые российские реставраторы провели вчера пресс-конференцию. Целью мероприятия стало привлечение внимания общественности к ситуации с реставрацией памятников истории и культуры. А она, по словам реставраторов, сегодня катастрофическая: "В 90-е годы памятники культуры разрушались, потому что деньги на их реставрацию никто не давал. Сегодня деньги выделяются огромные. На эти деньги нанимаются таджики, которые приходят на объект и уничтожают его в два счета", - говорит Лев Лифшиц, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания.

Закон ФЗ-94 предписывает проводить на реставрацию тендер. Профессиональные реставраторы, которых у нас в стране по пальцам перечесть, в них чаще всего не участвуют.

"В Белозерске, к примеру, был объявлен тендер на реставрацию храма к юбилею города - ноябрю месяцу. Ни один профессионал не возьмется сделать за 4 месяца то, на что по всем законам физики нужно два года. Если клею надо сохнуть неделю, то он будет сохнуть неделю, хоть ты поставь 100 человек, которые будут на него дуть", - считает архитектор-реставратор Александр Попов.

Если же ГУПы и участвуют в тендерах, то почему-то все равно их проигрывают. "Уже и откаты давать пытались - не помогает. Все равно побеждают "свои". Как говорил один киногерой, "я с государством в азартные игры не играю", - рассказал один из представителей ФГУП "Спецпроектреставрация".

Больше всего удивляет реставраторов периодичность проведения конкурсов - конкурс на один и тот же объект устраивается ежегодно. То есть одна фирма пришла, год пореставрировала, на следующий год - другая, на третий год - третья. В итоге к концу реставрации объект умудряются развалить окончательно. Виноватых не найти: "Получается по Райкину. К пуговицам нет претензий? Нет".

Нередко объект культурного наследия разваливают вообще специально. "Два года назад в Москве сгорели палаты Гурьева в Потаповском переулке, известные своей уникальной лепниной. Инвестор, заинтересованный в полном уничтожении этого здания, привел "реставраторов", которые посбивали лепнину лопатами, и куда-то увезли ее под видом "изучения". Таким образом, "реставраторы" нанесли зданию больший ущерб, чем пожар", - говорит Ирина Заика, ученый секретарь Совета по наследию Союза архитекторов России.

Причем все эти безобразия творятся на деньги налогоплательщиков. И деньги это немаленькие. Сколько было потрачено на самый известный реставрационный долгострой - Большой театр - уже со счета сбились. "А Кижи? Вы не представляете, сколько денег вбухали в Кижи! На реставрацию храма в Кижах выделено 350 миллионов рублей, и это при том, что примерно такой же храм отреставрировали в Нижнем Новгороде всего за 35 миллионов", - сообщил Александр Волков, архитектор-реставратор ФГУП "Спецпроектреставрация".

Кижи, по словам реставраторов, одна из самых трагичных страниц в истории российского культурного "роспила". Согласно международным конвенциям, реставрировать деревянные строения необходимо путем перебора - то есть разбирать их, менять гнилые бревна на новые, сделанные по старой технологии.

"У нас же решили вместо этого просто подпереть древние строения изнутри металлоконструкцией. Чтобы разместить внутри металлоконструкцию, большую часть внутренних деревянных балок пришлось просто спилить и выкинуть. После этого выяснилось, что без этих несущих балок строения стоять не могут. Тогда те части, которые стоять не могли, тоже начали пилить и выкидывать. Сейчас над реставрацией Кижей работает некая фирма, которая наконец-то начала перебирать бревна, но начала почему-то не сверху, а снизу. Объявив, что бревна сгнили, она их тоже куда-то увезла и выкинула", - рассказал Александр Попов.

Кижи, по его словам, безвозвратно потеряны. Та же судьба ждет большинство реставрируемых сегодня объектов: "Если в процессе реставрации случайно вскрываются более древние слои, они сегодня просто уничтожаются - ведь их появление и реставрация не были предусмотрены сметой". По подсчетам специалистов, если после самозванных реставраторов от памятника остается 10%, значит памятнику крупно повезло. Все остальное заменяется новоделом - нынешние победители тендеров, к несчастью, не знают разницы между словами "реставрация" и "реконструкция".

"В итоге мы получаем некое новое здание, вероятно, симпатичное, которое может нравиться обывателю, но памятника-то уже нет! - возмущается Волков. - Изначально наш институт ФГУП "Спецпроектреставрация" не может предложить те же цены, которые предлагает какой-нибудь ИП. У нас работают 300 человек, у них - один реставратор и два таджика. Для того, чтобы участвовать в тендере, достаточно иметь лицензию, причем неважно какую - по монументальной или клеевой живописи, по иконам или по картинам. При этом всем известно, что купить лицензию можно за 650 тысяч рублей".

В 90-е реставраторы рыдали, что Ельцин денег не дает. Теперь рыдают, что Медведев, наоборот, дает. И немало. Такими ударными реставрационными темпами загубить окончательно почти все российское культурное наследие можно лет за десять - считают специалисты.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей