"Геликон-опера" будет достроена через два года

Последнее препятствие - часть флигеля усадьбы Шаховских - снесено в минувшие выходные. Так была поставлена точка в затянувшейся и запутанной истории, которая вызвала широкий общественный резонанс


ФОТО: helikon.ru



Строительство нового здания театра "Геликон-опера" на Большой Никитской будет закончено к 2013 году. Последнее препятствие - часть флигеля усадьбы Шаховских - снесено в минувшие выходные. Так была поставлена точка в затянувшейся и запутанной истории, которая вызвала широкий общественный резонанс, напоминает издание Regions.Ru.

Активисты общественного движения "Архнадзор", поддерживавшие дискуссии вокруг этого строительства, считают реконструкцию усадьбы Шаховских на Большой Никитской и снос дома на Большой Ордынке актами террора по отношению к архитектурным памятникам и говорят о "политическом значении" этого события. Однако их оппоненты - профессиональные архитекторы и театралы - такую точку зрения отвергают, называя активистов организации дилетантами, безответственно манипулирующими общественным мнением.

Как пишет "Regions.Ru", несмотря на утверждения "Архнадзора", снос указанных зданий проводился в полном соответствии с требованиями закона. По заключению Министерства культуры, здание на Большой Никитской не числится в качестве "объекта исторического и культурного наследия федерального значения". В феврале 2011 г. по поручению Сергея Собянина объект прошел еще одну экспертизу Общественного совета. Срок моратория, наложенного мэром на все строительные объекты в охранной зоне столицы, истек, равно как и срок "персонального" моратория на конкретное строительство.

Флигель усадьбы объективно находился в плохом техническом состоянии и, за исключением главной фасадной стены, был новоделом советского времени. По новому проекту, эта стена станет частью интерьера зрительного зала театра, как это часто делается в Европе. Самое ценное, таким образом, будет сохранено.

Старинных зданий в Москве сегодня немного, напоминает издание, и при желании любой дом XIX - начала XX в. можно записать в "памятники архитектуры". Достаточно некой "городской легенды" или громкого имени, например "Дом купцов Феактистовых" - еще одна так называемая жертва "ночи длинных ковшей". По данным "Regions.Ru", в "Архнадзоре" признают, что само по себе это здание на Большой Ордынке, перестроенное в 1990-е гг., не представляло никакой ценности. Однако это отнюдь не мешает говорить о его сносе как о примере небрежения историческим обликом столицы. Кроме того, проект новой постройки на его месте - небольшого одноэтажного здания в стиле классицизма - разработан профессиональными реставраторами и прошел все предусмотренные законом согласования, в том числе 12 раз выносился на заседания градостроительного совета при главном архитекторе Москвы.

Всем известна позиция "Архнадзора" по отношению к старине - с ней ничего нельзя делать: нельзя ломать, нельзя перестраивать. Это вызывает раздражение застройщиков, многие из которых готовы обвинить общественников во всех смертных грехах. Не удивительно, что в глазах обывателей деятельность "Архнадзора" окутана ореолом эдакого "робингудства". При этом многие специалисты, не подвергая сомнению благие и бескорыстные мотивы защитников старины, с большой осторожностью говорят об их компетентности.

"Не нужно торопиться с выводами, надо оценивать результат, в том числе, таковым можно считать проектное решение по "Геликон-опере". Но никто не хочет этого делать! Вместо этого делаются попытки на запретах сделать себе реноме, заслужить авторитет в глазах общества и присвоить право контроля. Это абсурдно и незаконно", - цитирует издание президента Союза архитекторов России Андрея Бокова.

"Мы с "Архнадзором" работаем давно, и в большинстве случае у нас была общая позиция по памятникам Москвы. Но, что касается дома Шаховских, у меня несколько иное мнение. Я не считаю, что это катастрофа. Положительно то, что была поставлена точка в этом непростом решении. Экспертиза проекта была проведена в очередной раз уже по поручению Сергея Собянина, и требования закона были соблюдены. Нельзя забывать, если бы строился торговый центр, офис, а такой вариант был возможен, наша позиция была бы жесткой и непримиримой. Однако это объект культуры, оперный театр", - заявляет Галина Меланичева, член Общественной палаты и председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.

История с театром "Геликон-опера" более года находилась под пристальным вниманием прессы и общественных движений, напоминает "Regions.Ru". Но почему-то ни одно из них не обеспокоено состоянием действительно уникальных зданий, общепризнанных мировых шедевров. В столице медленно разрушаются памятники русского конструктивизма 20-х гг. прошлого века - Дом Мельникова, Дом культуры им. И.В. Русакова, Дом Наркомфина, - но никакой кампании в их защиту отчего-то не ведется, подмечает издание.

Выбор читателей