Нефть снова в цене

ОПЕК и МЭА устроили показательные выступления, спровоцировавшие рост нефтяных цен. При этом один из участников дуэта декларировал прямо противоположную цель


ФОТО: AP



Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) резко раскритиковала решение Международного энергетического агентства выбросить на рынок 60 млн баррелей нефти из стратегических резервов. Во вторник на переговорах с представителями Евросоюза генеральный секретарь ОПЕК Абдулла аль-Бадри заявил, что не видит веских оснований для выделения такого количества, и выразил надежду, что практика подобных интервенций будет прекращена, причем немедленно.

Гневная отповедь руководителя картеля выглядит, мягко говоря, несколько странно, если учесть, что весь объем дополнительной нефти не покрывает даже суточного мирового потребления. А те два миллиона баррелей, которыми планируется подкармливать рынок ежедневно в течение месяца, по сути, пойдут на обеспечение повышенного спроса. Летом он традиционно возрастает в связи с увеличением производства моторного топлива, в первую очередь, для нужд сельского хозяйства. К тому же, руководитель МЭА Нобуо Танака ранее заявлял, что действия агентства согласованы с ОПЕК. Да и западные СМИ сообщали о предварительных тайных переговорах между США (основным инициатором и спонсором данного решения) и ведущими членами картеля.

Судя по всему, вчерашний демарш главы ОПЕК – такое же показательное выступление, как и само распечатывание стратегических запасов. Его основная цель – психологическое воздействие на рынок. Картель дает понять: негласно уступив однажды, впредь он не намерен поощрять подобные авантюры. В конечном итоге видимые разногласия двух регуляторов нефтяного рынка на поверку могут оказаться всего лишь попыткой снизить излишнюю волатильность сырьевых котировок и сбалансировать их на уровне, приемлемом как для производителей, так и для потребителей.

Так что немедленного прекращения интервенций МЭА ждать, конечно, не стоит. Но и рассчитывать на то, что это станет постоянной практикой, тоже не приходится. "Такие действия МЭА должны быть ограничены во времени, что очень важно, и не должны подрывать сотрудничество между ЕС и ОПЕК и мешать рыночным механизмам", – отметил после переговоров с ОПЕК президент энергетического совета ЕС Тамас Фелледжи.

Рынок, в свою очередь, отреагировал на новость ощутимым ростом цен. Стоимость августовских фьючерсов на американскую легкую нефть марки WTI на электронных торгах в Нью-Йорке поднялась на $1,28, или на 1,41% – до $91,89 за баррель. Цена августовских фьючерсов на североморскую нефтяную смесь марки Brent повысилась на $1,93, или на 1,82% – до $107,92 за баррель. Дополнительное давление на цены продолжает оказывать и греческий фактор. Вести с европейских полей приходят отнюдь не утешительные.

Таким образом, подтверждаются прогнозы аналитиков о том, что решение МЭА не сформирует долгосрочный тренд снижения цен. Большее значение имеют не накопленные резервы в странах-потребителях, а возможности стран-поставщиков наращивать добычу нефти, отметил во вторник вице-премьер РФ Игорь Сечин, курирующий в правительстве ТЭК. "Нам представляется, что больших возможностей наращивания уровня добычи на действующих месторождениях нет, надо выходить на новые месторождения, это потребует дополнительных инвестиций, долгосрочного финансирования, и здесь цена на нефть будет иметь значение для гарантий возвратности на эти инвестиции и, видимо, рынок соответствующим образом откорректируется", – полагает вице-премьер.

Между тем, глядя на мышиную возню МЭА и ОПЕК, подсуетилась российская ФАС. Антимонопольная служба предупредила нефтяные компании о необходимости снижать цены на нефтепродукты в зависимости от внешней конъюнктуры. "Мы обращаем внимание компаний на тот факт, что тенденция к повышению цен на нефть стала неустойчивой и цена даже снижается. Мы предупредили компании: если ценники не будут переписываться вниз, то будут возбуждены новые антимонопольные дела", – пригрозил глава ведомства Игорь Артемьев.

Выбор читателей