Ужасы украинских авиаперевозчиков

Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевое – эта фраза должна, наконец, стать не пустым звуком, а жизненной инструкцией. Решение сэкономить на авиаперелете дорого обошлось нашему корреспонденту




Признаюсь честно, мне показалось слишком расточительным платить за прямой рейс до Салоник и обратно две трети той цены, что я заплатила за двухнедельное проживание в четырехзвездочном отеле в пригороде этого греческого города. Нет бы подумать о том, что это цены в преддефолтной Греции маленькие, а не билеты дорогие, да и заплатить лишние 10 тысяч. Но жаба душила. Тем более что денег было и вправду в обрез, а отдохнуть хотелось до озверения.

Вот и купилась я на суперпредложение от украинской авиакомпании. Перелет, конечно, не сахар – с пересадкой и трехчасовым ожидание в киевском аэропорту "Борисполь". Но зато вдвое дешевле: 10800 рублей за билет туда и обратно вместо 20 тысяч! Игра стоит свеч, решила я. И проиграла.

Первый звоночек был еще на пути в Грецию. Нет, речь не о 15-минутной задержке – хотя и она, на пустом, в сущности, месте, многое говорит о порядках в компании. Насторожило то, что чемодан, сданный в багаж упакованным в прозрачную пленку, был аккуратно открыт – пленку подпороли и проверили вещи. Я списала это на излишнюю увлеченность российских служб безопасности борьбой с террористами. И зря.

Каждый путешественник знает: препятствия по дороге домой воспринимаются гораздо тяжелее, чем из дома. Любая задержка в пути "туда" сглаживается предвкушением нового, ожиданием награды, которая всего лишь откладывается, становясь от этого еще желанней. Обратный путь не обещает нового, поэтому препятствия воспринимаются не как обостряющие последующие удовольствия, а как оттягивание счастливой развязки.

В моем случае все отягощалось еще и временем перелета: прилетев в "Борисполь" около семи вечера, я должна была улететь в Москву в 21:30, а в "Шереметьево" оказаться в 00:20. Не самое лучшее время: уже тянет ко сну и силы на исходе. И хотя ожидание в транзитном зале было на час меньше, чем по дороге в Грецию, все же села я в самолет (с уже традиционным опозданием в 20 минут) с большим облегчением.

Через полтора часа сидения в салоне нам объявили, что из-за технической неисправности самолет не полетит. Выгруженным обратно в аэропорт пассажирам представитель авиакомпании объяснил, что новый самолет подадут, как только подготовят. "Минимум в три часа ночи, максимум – в пять", – сообщила сотрудница авиакомпании, когда мы настойчиво потребовали назвать точные сроки. И, увидев наши вытянувшиеся лица (еще бы – сидеть, как минимум, 4-6 часов!), решила успокоить: "В любом случае, мы вас всех сможем отправить семичасовым рейсом в Москву".

Ладно, самолеты, бывает, ломаются. Понятно, что авиапарк у украинских перевозчиков вряд ли много новее, чем у наших. И с резервными бортами такая же напряженка. Но все же наши авиакомпании, даже типа "два веселых гуся", выучились обращаться с пассажирами. Украинский авиаперевозчик оказался непуганым. Выбить воду и бутерброды оказалось довольно легко, а вот устроить если не в гостиницу, то хотя бы в комнату матери и ребенка родителей с малыми детьми (таких среди пассажиров было много) и пожилых (их тоже был немало) не удалось. "Да, мы знаем, что должны, но не можем", - твердила представительница авиакомпании. Тот же ответ последовал на вопрос о компенсациях за задержку рейса. По международным правилам ЕС (а они распространяются на все рейсы всех авиакомпаний, стартовавших в стране ЕС, в данном случае, в Греции) при задержке рейса более пяти часов полагается возврат стоимости билета. Плюс, вне зависимости от времени задержки, пассажир может предъявить авиакомпании претензии за понесенный в результате опоздания ущерб (до приблизительно $6360), а в случае отказа – обратиться в суд. На рейсе, кстати, были греческие бизнесмены, у которых сорвался транзит в Казахстан.

По российским правилам, в случае отмены или задержки рейса по любым причинам, включая погодные условия, перевозчик обязан организовать хранение багажа и предоставить комнату матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до 7 лет. При задержке более чем на 2 часа – обеспечить всех пассажиров прохладительными напитками и предоставить им возможность совершить два телефонных звонка или отправить два сообщения по электронной почте. Горячее питание должно быть организовано при опоздании более 4 часов, а затем – каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью. В случае задержки более 8 часов днем и более 6 часов ночью компания должна обеспечить пассажирам гостиницу и транспорт до нее и обратно. При этом Воздушным кодексом предполагает компенсация в размере 25 рублей (0,25 МРОТ) за каждый час задержки, но не более 50% стоимости билета, а по Закону о защите прав потребителей можно получить еще и 3% стоимости билета за каждый час задержки.

Одна беда – механизм истребования и выплаты компенсаций у каждой страны разный. И обращаться придется, в случае чего, в суд той страны, которой принадлежит авиакомпания. При этом удостоверить задержку рейса, как и причину, должен сам авиаперевозчик. Стоит ли говорить, что выдать справку сотрудница авиакомпании отказалась, мотивируя это тем, что "ночь, никого нет". Правда, пообещав поставить отметку на авиабилете перед вылетом.

Увы, вылет тоже был "звездным". Спешно собрав, нас загрузили в автобус – разумеется, сотрудницы авиакомпании, обещавшей отметку в билет, уже не было, а другие оказались "не в курсе". После чего измотанные пассажиры простояли (некоторые с детьми на руках) еще час в автобусе. В самолет нас пустили только когда среди родителей вспыхнул бунт и дело чуть не дошло до рукопашной.

И знаете, есть у меня нехорошее предположение, что задержка была вызвана вовсе не техническими условиями. Потому что все – подчеркиваю, все! – пассажиры нашего рейса получили полностью перерытый багаж. Вещи перебирались дотошно, уложить их аккуратно "проверяльщики" не удосужились, и чемоданы плыли по ленте транспортера, разинув незакрытые чрева. Упаковка багажа перед полетом (€6 за чемодан по расценкам аэропорта в Салониках) не помогла – сняли и пленку. Учитывая, что в "Шереметьево" багаж выдали через 15 минут после прилета, а из Салоник мы вылетели без задержек, понятно, что рылись в "Борисполе". И, судя по расстроенным возгласам некоторых пассажиров (а ведь никто, после такой ночи, не проверял багаж на месте дотошно!), успели чем-то поживиться. Еще бы – авиакомпания щедро предоставила негодяям время, достаточное для того, чтобы перерыть весь багаж.

Знаете, у меня много претензий к российским авиаперевозчикам. Но такого беспредела у нас я с 90-х годов не видела. Так что больше я к друзьям-украинцам в самолет ни ногой. Лучше уж наши беспредельные цены на авиабилеты, чем беспредельный "шмон" и многочасовая задержка рейса ради его беспрепятственного осуществления.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей