Острый язык - главный инструмент начальника

Сарказм как способ выражения недовольства – наиболее эффективная форма трудовой мотивации. Остроумный начальник способен добиться от работников необходимого результата, не выжимая из них при этом все соки




Сарказм может быть не только ядовитым, но и полезным, выяснили израильские ученые. Насмешки и злобные шутки, которые принято считать низшей формой остроумия, на деле оказались наиболее эффективным мотиватором на рабочем месте, обойдя такие заслуженные побудительные средства, как кнут и пряник.

Сотрудники, которым приходится мириться с едким коллегой или острым на язык боссом, более креативны, чем те, кого окружает унылый офисный планктон, уверяют психологи из университета в Бар-Илан. Подвергаясь саркастическим насмешкам, работник переводит свое мышление на более высокий уровень "когнитивной сложности", приобретая способность смотреть на вещи с разных, порою самых неожиданных сторон.

Кроме того, шутливый тон способствует снятию напряженности. Даже будучи разгневан неэффективной работой, остроумный начальник способен добиться от подчиненных необходимых результатов, не опасаясь, что его критика вызовет негодование коллег. Так что, отмечает Daily Mail, насмешливый босс имеет все шансы выжать из работников не соки, но то лучшее, что заложено в их мозгах.

Такие выводы были сделаны по результатам эксперимента, в ходе которого 375 студентов инженерных специальностей попросили представить, будто они сделались операторами сервисной службы, которые должны отвечать на звонки клиентов. "Клиенты" общались с собеседниками по трем различным сценариям. В то время как одни набрасывались на операторов с ругательствами и понуканиями, другие выдерживали ровный тон, а третьи без конца подтрунивали над абонентами на другом конце провода.

После подведения итогов выяснилось, что требования в раздраженной форме выполнялись быстрее и аккуратнее, чем заявления, выраженные в обыденном тоне. Но даже такой результат существенно отставал от эффекта, который возымела саркастичная манера общения. Выслушивая обидные, на первый взгляд, заявления в духе "ваш сервис такой же оперативный, как черепахи", мнимые сервисные сотрудники бросались выполнять поручение с куда большим энтузиазмом.

Исследователи предположили, что гнев в чистом виде заставляет людей концентрироваться на насущной проблеме с целью избежать дальнейших осложнений. Однако, будучи выражено в форме сарказма, недовольство обладает куда более заметным эффектом, поскольку в этом случае речь идет о повышении уровня мышления благодаря способности одновременно обрабатывать две реальности (предметную и образную). "Гнев, передаваемый через сарказм, стимулирует комплексное мышление и повышает возможность творческого решения поставленных задач", - резюмировал руководитель исследовательской группы Элла Мирон-Спектор в статье, опубликованной в Journal of Applied Psychology.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей