К олимпийской казне посторонних не пустили

В числе олимпийских объектов - крупные транспортные, на которые государство выделило сотни миллиардов рублей. Но, как показывает практика, эти средства распределяются не на честной конкурсной основе, а по "карманным" фирмам госкомпаний




Большая олимпийская стройка в Сочи в самом разгаре: возводятся спортивные объекты, инфраструктура, гостиницы. В числе наиболее крупных и сложных объектов - транспортные, в частности, совмещенная автомобильная и железная дорога от Адлера до курорта "Альпика-Сервис". На ее возведение из бюджета выделено 227 млрд рублей.

Но к этим средствам, вопреки обещаниям РЖД привлекать подрядчиков на честной конкурсной основе, допущены только аффилированные с "Российскими железными дорогами" структуры, утверждает РБК. По данным информагентства, еще на стадии подготовки проекта все работы без конкурса были отданы организациям "УСК Мост" (входит в холдинг СК "Мост") и "Трансюжстрой". Первая получила долгосрочный контракт на 25 млрд руб., второй достался "кусок" бюджетных средств на 29 млрд руб., уточняет РБК. Практически ничего не досталось частным компаниям и на стадии непосредственного строительства указанной дороги.

Впрочем, РЖД все же провели ряд конкурсных процедур, указывает РБК. Но тем, кто принял в них участие, пришлось уйти с пустыми руками. В частности, 19 мая 2011 г. госкомпания объявила открытый конкурс на комплекс работ на участке трассы Адлер - "Альпика-Сервис". Победителю тендера достались бы проектирование и строительство объектов внешнего электроснабжения, монтажные работы, а также возведение железной дороги на участке Северный портал тоннеля №3 - Южный портал тоннеля №4. Предельная стоимость контракта - 23,5 млрд рублей. Но за три дня до окончания тендера он неожиданно был отозван по неназванным причинам.

Сейчас заказ 133-ДРСК/2011 снова появился на электронной торгово-закупочной площадке РЖД, и теперь сроком окончания открытого конкурса назначено уже 26 августа. Однако, считает РБК, не исключено, что достанется он кому-нибудь из тех, кто уже получил вне конкурса основные контракты.

К слову, остается не до конца ясным, зачем конкурс вообще объявлен, если, согласно графику строительства объектов, приведенному на официальном сайте ДРСК-Сочи, описанные в тендерной документации работы должны вестись уже около года.

РБК приводит в пример случаи, когда конкурсы вообще не проводились или отменялись под благовидными предлогами. Так, 25 июля 2011 г. было принято решение об отмене конкурсов и передаче функции по поставкам оборудования, планируемого к размещению на конкурсах, генподрядным организациям. Официальной причиной приказа стало "недопущение срыва сроков ввода объектов в эксплуатацию" и выполнение инвестпрограммы РЖД.

Надо отметить, что еще весной глава РЖД Владимир Якунин, напротив, заявлял: строительство олимпийских объектов идет с опережением графика. Что подтверждается и уровнем освоения бюджетных средств: в прошлом году РЖД не хватило выделенных на олимпийскую стройку 60 млрд руб., и они запросили дополнительные 20 млрд руб. в счет будущего года. Получив 40 млрд руб. в этом году, железнодорожники тоже освоили их с опережением графика и несколько дней назад снова обратились к правительству за дополнительными средствами.

Организация конкурсов на поставки РЖД давно вызывает нарекания у участников рынка, добавляет РБК. Многие из них в открытую обвиняют железнодорожников в коррупции и многомиллионных откатах. Так, в письме на имя главы госкомпании Владимира Якунина ЗАО "П.Л.Р Санкт-Петербург" прямо говорит о том, что контракты на поставки достаются "карманным" фирмам чиновников РЖД. По данным компании, 80% государственных средств распределяются по аффилированным структурам, а оставшиеся 20% выставляются на свободные торги с заведомо убыточной для участника размещения заказа цене.

"Таким образом, существует отлаженная схема разворовывания денежных средств в особо крупных размерах", - приводит РБК слова гендиректора "П.Л.Р Санкт-Петербург" Ушакова. Бизнесмен утверждает, что все строительные объекты стоимостью выше 200 млн руб. уже распределены без конкурса.

А группе компаний "Стайер" в похожем случае удалось довести дело до суда. Глава компании Александр Жарков разместил в Сети видеообращение, где заявил, что в 2008 г. руководители Западно-Сибирской железной дороги предложили ему завышать стартовые цены ради откатов и другие мошеннические схемы, а когда тот отказался - перестали допускать к конкурсам, в результате чего предприятие с 14-летней историей оказалось на пороге банкротства. Сейчас стороны судятся: "Стайер" пытается вернуться на рынок, а чиновники - засудить его главу за клевету, резюмирует РБК.

Выбор читателей