Марлезонский балет на граблях

Страны Европы являются предпочтительными мишенями для исламистских боевиков с Черного континента, на что Франция предпочитает закрывать глаза


ФОТО: AP



Умение игнорировать очевидное, по-видимому, необходимая часть политических навыков для любой мало-мальски значимой персоны во Франции. Потому что когда, скажем, Жиль де Кершов, координатор Евросоюза по контртерроризму, заявляет публично что "Аль-Каэда" усиливается и укрепляется в Африке, и что в ближайшее время Алжиру, Мали, Нигеру и Мавритании понадобится помощь в борьбе с террористами, то его, в принципе, лучше бы послушать. Особенно если по его предсказаниям, страны Европы являются предпочтительными мишенями для исламистских боевиков с Черного континента.

А уж когда это мнение подтверждается и дополняется высказываниями генерала Картера Хэма, который возглавляет United States Africa Command (USAFRICOM) – ведомство по военной кооперации со странами Африки, – определенно это не стоит игнорировать. В начале сентября этот американский генерал выразил уверенность в том, что террористические организации восточной и северной Африки, а также Нигерии, публично и недвусмысленно озвучили свои намерения сделать мишенью своих терактов западные страны, особенно американские объекты. Хэм подчеркнул, что три крупных военизированных организации - "Аль-Шабаб" в Сомали, "Аль-Каэда Исламского Магриба" (AQIM) в Северной Африке и "Боко Харам" в северной Нигерии – пока еще не продемонстрировали свою способность к эффективным совместным действиям, но они уже озвучили свое намерение к кооперации за пределами своих стран.

А почему? А потому что ситуация в регионе непредсказуемо изменилась - у всех группировок появилась масса возможностей для того, чтобы доставить множество неприятностей цивилизованному миру. Как отметил в своей речи, приуроченной к годовщине терактов 9/11 тот же де Кершов, восстание в Ливии дало AQIM доступ к оружию, о котором боевики могли ранее только мечтать, в частности, к противотанковым и зенитным ракетам в больших количествах. Их таскали и продолжают таскать со складов разбитой армии Каддафи.

О том, насколько легко в "демократической" Ливии обзавестись всем чем угодно - от автомата до ракеты - на прошлой неделе рассказал корреспондент британской The Daily Telegraph, который посетил Триполи. Так, например, он обнаружил на огороженном поле в одном из пригородов столицы Ливии огромное число вскрытых ящиков со взрывчаткой военного образца, включая столь любимую террористами пластиковую. Там же валялись горы оружия. В ответ на его удивленный вопрос "Это у вас что тут творится?" он получил от руководства повстанцев исчерпывающий ответ: все в порядке, мужик, там, на поле, даже где-то есть один вооруженный охранник.

Охранника репортер не нашел, его, по всей видимости, заменяла табличка на арабском языке - "Осторожно: мины". Если иностранный журналист, бродя по Триполи может найти неохраняемый арсенал, которого хватит для нужд небольшой армии, то сколько еще оружия, взрывчатки и прочих боеприпасов скрыто в менее доступных для случайных прохожих местах? И против кого оно будет направлено?

Этот вопрос беспокоит очень многих, в частности, и Абделькадера Мессахеля - алжирского министра по вопросам взаимоотношений с другими странами Африки и Магриба. Выступая в первых числах сентября на встрече с представителями ООН, ЕС и США, он заявил, что ситуация в "демократизированой" Ливии создала благодатную почву для глобального кризиса в регионе. Во многом это обусловлено свободным хождением больших партий оружия - как ливийского, так и нового, оказавшегося волею случая на континенте в руках борцов с Каддафи.

Кстати, поговорим о "воле случая"... Как оказалось, есть и те, кто считает все вышеизложенное глупостями, которые можно игнорировать. Да, речь идет о Франции, целый ряд официальных представителей которой опровергли слова координатора Евросоюза по борьбе с террором и американского генерала и алжирского министра. Оказывается, по данным французской стороны, с терроризмом в Африке сейчас все пойдет на спад. Ведь во всем был виноват... смещенный ливийский тиран! Министр обороны Франции Жерар Лонге так напрямую и заявил, что, оказывается, со сменой режима в Триполи исчез и террор, поскольку именно Каддафи и его так называемое правительство создавали базу для террористов.

Сложно понять, в какой именно маршрутке по объявлению Минобороны Франции набирает такие кадры, но вообще Лонге озвучил официальную точку зрения страны: нет Каддафи - нет терроризма. Не ясно, каким именно образом они игнорируют тот факт, что именно при нем на территории Ливии "Аль-Каэды" не было, и вообще, при всех многочисленных своих минусах полковник в последние годы мочил оную во всех ее ипостасях, заслужив звание врага исламистов номер один в регионе.

Но ведь Парижу не впервой трактовать реальность в зависимости от своих потребностей. Напомним, что в начале лета, несмотря на запрет ООН и без всякого оповещения коллег по НАТО, французы начали подкармливать ливийских повстанцев различными вооружениями, включая гранатометы и противотанковые ракеты. Без бомбовых ударов французских ВВС, без активнейших призывов Николя Саркози к лидерам ЕС следовать французскому примеру ливийский мятеж был бы давно подавлен.

Естественно признать тот факт, что разрушенная их усилиями Ливия стала источником угрозы для всех стран Запада, французы не могут. Поэтому на этом этапе они идут в "несознанку". Но на что Париж может надеяться? Разве что на привычную забаву в Северной Африке - расовую и этническую войну. Оружие, которым разжились ливийские повстанцы и прочие исламистские группировки, пока направлено против черных жителей страны: если во время правления Каддафи в стране было предостаточно африканских мигрантов-рабочих впридачу к чернокожим ливийцам, то после широко распространенных теорий о "черных наемниках на службе у тирана" фактически параллельно восстанию шла расовая чистка, жертвами которой стали как чернокожие солдаты действующей армии полковника Каддафи, так и любые, в сущности, чернокожие, попавшиеся повстанцам.

Резня эта медленно кочует на юг, что немного успокаивает французов. В свою очередь, AQIM распространяется через северный Нигер, Мали и Мавританию в северную Нигерию и северный Сенегал, удаляясь от европейского материка. Но слишком успокаиваться Парижу не стоило бы как минимум по двум причинам. Во-первых, AQIM распространяется, захватывая бывшие французские колонии, все еще связанные с бывшим сюзереном как экономически, так и огромными общинами выходцев из этих стран во Франции. А во-вторых, в Нигере находятся масштабные залежи урана, единственные, к которым имеют доступ французы.

Из этих двух причин вытекают крайне неприятные следствия: существование во Франции больших колоний выходцев из африканских стран дает прекрасную возможность AQIM не только создавать террористические ячейки на территории бывшей метрополии, но и осуществлять теракты во Франции и в Европе. А учитывая "внимательность" французских властей, можно смело предполагать, что организаторы всего этого свободно покинут землю Орлеанской девы прежде, чем кто-то вообще спохватится их искать или хотя бы согласится признать их существование.

Доступ же AQIM к урановым рудникам выглядит в перспективе и вовсе мрачно - дело даже не в том, что доступ французов к тем же рудникам может быть существенно ограничен, а в том, что хуже мартышки с гранатой может быть только мартышка с "грязной бомбой". И на это, к сожалению, мы еще имеем шанс полюбоваться благодаря блестящей французской тактике игнорирования реальности.

Выбор читателей