Вокруг Соборной мечети разгорелся судебный конфликт

В Москве рассматривается дело по иску архитектора Ильяса Тажиева к Духовному управлению мусульман европейской части России. Подобных дел на таком уровне духовенства в России еще не было


ФОТО: ИТАР-ТАСС



В Мещанском районном суде столицы рассматривается дело по иску архитектора Ильяса Тажиева к Духовному управлению мусульман европейской части России (ДУМЕР) о защите его авторских прав на проект реконструкции Московской соборной мечети в Выползовом переулке. По мнению Тажиева, ДУМЕР незаконно отстранило его от строительства новой мечети. Подобных дел на таком уровне духовенства в России еще не было, сообщает РБК со ссылкой на "Новую газету".

В ДУМЕР утверждают, что были вынуждены прекратить доступ Тажиева к строительству и рассматривать варианты привлечения нового архитектора после того, как обнаружились допущенные им многочисленные проектные ошибки и строительные браки. Кроме того, ДУМЕР полагает, что полноценного проекта в понимании градостроительного закона Тажиев не создал, и, как следствие, та часть мечети, которую под надзором Тажиева уже отстроили, не соответствует его же замыслу и его проекту. Эксперты, опрошенные "Новой газетой", считают, что при таком положении вещей ввести здание в эксплуатацию будет невозможно.

В 2004 г. ДУМЕР заключило с генеральным директором ООО "Архитектурное бюро 2002" Ильясом Тажиевым первый договор на разработку этого проекта. В 2007 г., когда ДУМЕР получило от московских властей разрешение "на реконструкцию и новое строительство мечети", Ильяс Тажиев почему-то счел возможным строить мечеть без утвержденного проекта по черновым наброскам и на основании рабочей документации. "Строительство объекта с 2007 года осуществлялось по рабочей документации при параллельной разработке проекта", - говорится в письме заместителя председателя Комитета государственного строительного надзора г. Москвы Александра Пирогова.

А в августе 2009 г. Тажиев представил документ, который позиционировал как проект здания, параллельно экстренно утвердив его в Мосгорэкспертизе. Однако в нем не были досконально проработаны архитектурный, конструктивный и инженерные разделы. Так, в своем проекте Тажиев обошел вниманием фасады будущей мечети, конструкции наружных стен, кровли и башен на ней, систему дымоудаления, тепловые пункты здания и прочее. Поэтому этот документ не отражал то, что уже было фактически возведено.

Этот факт не остался незамеченным для контролирующих органов. Из-за выявленных несоответствий московские власти разрешили строительство мечети по прошедшему экспертизу "проекту" только до конца марта 2010 г. - при условии устранения всех погрешностей. Проще говоря, отмечает издание, строить согласно такому проекту нельзя.

Однако привлеченная в то же время ДУМЕР строительная экспертиза выявила целый ряд допущенных браков и ошибок, которые угрожали конструктивной безопасности здания и на устранение которых ДУМЕР потратил два года и был вынужден отвлечь от строительства значительные денежные средства. Прежде всего, специалисты отметили проблему с его осадкой: фундаментная плита первоначально была нагружена несимметрично и во время строительства могла бы переломиться. Во многих несущих конструкциях вообще отсутствовали деформационные швы. Также были сложности с колоннами: в некоторых частично отсутствовала арматура, в других она была заменена на арматурные стержни более низкого класса стали. Были отмечены и пустоты в плитах, на которые опираются колонны, а также недопустимо большие отклонения конструкций по вертикали - до 15 сантиметров. Много вопросов вызвало и низкое качество гидроизоляции подвалов.

Сам Ильяс Тажиев утверждает, что браки появились уже после того, как его отстранили от работы. Однако новые специалисты, привлеченные ДУМЕР после столь печальных результатов проверки, отношения к ранее допущенным бракам не имеют, а занимаются только необходимым "лечением" и усилением возведенных под надзором Тажиева конструкций.

Казалось бы, отмечает газета, что в таких недостатках конструкции виноваты строители (подрядчики ДУМЕР), однако им приходилось строить фактически "с листа", не имея возможности системно планировать строительство по причине отсутствия всеобъемлющего проекта.

Кроме того, за подрядчиком обязан постоянно надзирать архитектор, который считает себя автором проекта строительства. Тем не менеес 2007-го по 2009 г. со стороны Тажиева не поступило ни одного тревожного сигнала. Специалисты говорят, что он не мог не знать о браках, поскольку на протяжении двух лет фактически осуществлял авторский надзор за стройкой. Должного внимания огрехам архитектор и назначенные его приказом лица не уделяли, указывает "Новая газета". Не стал он заниматься их устранением и позже, когда ДУМЕР предложило ему продолжить сотрудничество за приличную даже по московским меркам зарплату уже с новыми подрядчиками и проектировщиками. Это предложение он отверг, потребовав от ДУМЕР за завершение своей работы гонорар, в разы, по мнению муфтията, превышающий разумные размеры вознаграждений.

Вместо устранения браков Ильяс Тажиев предпочел судиться с бывшими партнерами, требуя возвращения долгов и погашения издержек. К ДУМЕР и бывшему генеральному подрядчику и генеральному проектировщику в Арбитражный суд Москвы был подан иск о солидарном взыскании задолженности за выполненные работы почти на 150 млн рублей. Отметим, что ДУМЕР, ставшее волей архитекторов ответчиком в светском хозяйственном суде, - религиозная организация, финансируемая исключительно благотворительными пожертвованиями, и на эти пожертвования строит храм, потребность в котором в Москве давно назрела.

В удовлетворении иска к ДУМЕР суд отказал - он признал, что истец не обосновал свои требования, и счел их необоснованно завышенными. Теперь в иске о защите авторских прав представитель истца Хасавов настаивает на компенсациях в 2 млн руб. для каждого, а также на оплате своих услуг. В ДУМЕР опасаются, что признание авторских прав Тажиева на проект снова приведет к неконтролируемым тратам, сопоставимыми по размеру с уже сделанными. Тем более что реализовать утвержденный в 2009 г. проект Тажиева невозможно и вряд ли целесообразно.

Выбор читателей