Кредит на стройку - условия неподъемны

Девелоперы полагают, что времена "банковского средневековья", с захватами собственности и намеренным банкротством, давно канули в Лету. Хотя и идеальными взаимоотношения банкиров и застройщиков тоже не назовешь


ФОТО: ИТАР-ТАСС



"Yтро" представляет вниманию читателей интервью с директором пресс-центра группы компаний "Жилищный капитал" Игорем Ульяновым.

"Yтро": До кризиса 2008 года застройщики, особенно крупные, рассматривались банками в качестве наиболее выгодных и перспективных клиентов. Как складываются взаимоотношения между девелоперами и коммерческими банками сегодня? Что изменилось в этой сфере?

Игорь Ульянов: В целом, отношения можно назвать конструктивными, в некоторой степени даже доверительными. Сегодня крупные банки охотно работают с компаниями-застройщиками, рассматривая строительный сектор как достаточно перспективный и прибыльный с точки зрения финансовых вложений. Застройщики активно кредитуются, успешно развивая строительный бизнес. Другими словами, отношения строятся по правилам.

Уверен, что времена "банковского средневековья" – с рейдерскими захватами собственности и намеренным банкротством – давно канули в Лету. С принятием Федерального закона №214-ФЗ "О долевом строительстве" появилась системность и полная прозрачность в отношениях банкиров и строителей, финансовые риски для обеих сторон практически свелись к нулю.

Что касается нашей компании, то у "Жилищного капитала" давно выстроены прочные партнерские отношения с такими крупными кредитными институтами, как ВТБ, "Российский кредит", "Национальный резервный банк", "Промсвязьбанк", МФК, Транскапиталбанк и многими другими.

"Y": В последнее время появилась информация, что какое-то непонимание с одним из кредитующих банков у вас все-таки возникло.

И.У.: Действительно, банк "Стройкредит" обратился в Арбитражный суд Москвы с иском к нашей компании о досрочном погашении кредита на сумму почти 500 млн рублей. Нас это, по меньшей мере, удивило. Подчеркну, это первый случай за всю 15-летнюю историю "Жилищного капитала", когда банк-кредитор подает на компанию в суд, в ультимативной форме требуя досрочного погашения сразу всей суммы кредита, выданного на несколько лет.

Со своей стороны, мы признаем, что имеем кредиты в указанном банке и исправно обслуживаем проценты по ним.

Наши отношения со "Стройкредитом" имеют давнюю и весьма положительную историю. Однако в последнее время – может, это связано с кризисом, может, со сменой руководства в банке – политика "Стройкредита" в отношении ЗАО "Группа компаний "Жилищный капитал" резко изменилась. По непонятной для нас причине она стала носить открыто агрессивный характер. Требования банка по условиям предоставления и обеспечения новых кредитов больше стали походить на вымогательство, а в рамках старых кредитных отношений – на откровенный шантаж.

"Y": А что конкретно у вас произошло с банком-кредитором?

И.У.: В 2011 году банк в лице председателя совета директоров Михаила Левицкого, вошедшего, кстати, также в состав совета директоров группы компаний "Жилищный капитал", стал настойчивее предъявлять требования по передаче ему дополнительных активов группы компаний в обеспечение уже предоставленных кредитов. При этом банк не стеснялся в выборе способов для достижения своих целей.

Кульминацией этих отношений стал отказ "Жилищного капитала" в ответ на необоснованное требование банка передать ему контрольный пакет акций одной из компаний группы в обмен на пролонгацию кредитных договоров. В настоящее время эта компания осуществляет застройку целого микрорайона в ближнем Подмосковье.

На такое "партнерство" (в кавычках) с господином Левицким мы, разумеется, пойти не могли и отказали ему в этом нескромном желании. В ответ банк отказал группе компаний в пролонгации договоров и выдвинул требование досрочного погашения кредитов как по договорам, срок действия которых уже истек, так и по ныне действующим.

"Y": До этого никаких проблем с обслуживанием и обеспечением кредитов с вашей стороны не возникало?

И.У.: Безусловно. Получив кредиты банка, мы выплачивали предусмотренные договором платежи и проценты, причем крайне высокие. Поэтому претензии банка к нам о досрочном погашении необоснованны.

Отмечу, на сегодняшний день сумма остатка по кредиту составила около 400 млн рублей, а не 500 млн, как заявляет банк, из которых 50% средств обеспечены залогом, то есть собственными векселями "Стройкредита", срок погашения которых уже наступил. То есть фактически общая сумма по кредиту составляет менее 200 млн рублей. "Стройкредит" хочет получить 500 миллионов и сразу!

"Y": А чем банку не нравится схема погашения через заложенные векселя?

И.У.: Дело в том, что во всей этой ситуации недоумение и негодование вызывает у нас даже не то, что необоснованное досрочное расторжение договоров и требование о полном возврате кредитов имеет целью понудить нашу компанию принять условия банка. Замечу, что сумма требований банка не столь велика и вполне по силам "Жилищному капиталу". И даже не то, что банк отказался принять в качестве оплаты хранящиеся у него векселя. Негодование вызывает тот факт, что для достижения своих целей банк даже не гнушается такими технологиями, как подача двойных исков. Обычно эта схема используется для того, чтобы увеличить количество судебных дел и размер исковых требований к компании.

"Y": Какие действия в сложившейся ситуации намерена предпринимать ваша компания?

И.У.: Конечно, после всех вышеуказанных действий со стороны банка "Стройкредит", мы также вынуждены обратиться за защитой своих интересов в суд. Мы намерены отстоять свое честное имя и высокую деловую репутацию в глазах партнеров и общественности. Предварительное слушание по делу назначено на середину января 2012 года. При этом мы готовы к мирному урегулированию возникшей спорной ситуации, прекрасно понимая, что рассмотрение нашего спора в суде может негативно сказаться на репутации самого банка "Стройкредит". Можно предположить, что он подталкивает застройщиков при получении кредитов к заключению сделки сомнительного характера в целях улучшения собственных финансовых показателей. И это, несомненно, не может не заинтересовать Центробанк.

В случае повторения подобных фактов информационного давления мы не исключаем возможности предъявления со своей стороны исков к КБ "Стройкредит" о защите деловой репутации и опровержении распространяемых ложных сведений.

"Y": Как вы расцениваете перспективы этого дела в суде?

И.У.: Перспектива одна – вернуть деньги банку, поставить точку в отношениях с ним, прекратить ненужную публичную полемику и продолжить свою производственную деятельность в рамках стратегии компании.

"Y": Как, на ваш взгляд, стоит вести себя девелоперам и любым другим компаниям (особенно небольшим) в случае возникновения подозрений о не самых честных намерениях со стороны кредитующих банков или других партнеров?

И.У.: Со своей стороны, рекомендуем всем застройщикам очень тщательно выбирать себе партнеров среди коммерческих банков, особенно средних и мелких, уровня "Стройкредита". Не идти на все ради одной цели – получение кредита, юридически грамотно выстраивать кредитные отношения и не только выполнять их самим, но и паритетно требовать их выполнения от банков. При этом не бояться защищать свои законные интересы, в том числе и в судебном порядке.

Выбор читателей