Москвичам мешает военная тайна

Все более-менее привлекательные пустые участки вблизи столицы – земли военного ведомства, уверяют девелоперы. Перевести их в земли поселений, пригодных для жилого строительства, частным порядком практически невозможно




"Почему вы не летаете?", – удивил меня как-то вопросом человек, много лет проживший в США. Речь шла о том, что в крупных городских агломерациях, где из-за исторической застройки в центре мегаполиса и охраняемых природных зон в прилегающих пригородах просто невозможно закатать в асфальт достаточное количество площади. Американцы в таких случаях поступают просто: пересаживаются на вертолеты. В последние годы то же самое делают и в Европе.

В Москве тоже была идея создать "воздушное такси", но быстро умерла: полеты над столицей по-прежнему запрещены.

Да что полеты – у нас сотовые операторы страдают от недостатка свободных частот. Казалось бы, как такое вообще возможно? Возможно: изначально практически все частоты, пригодные для мобильной связи, находятся в ведении Минобороны. Доходит до казусов: так, журналисты обнаружили, что в "новой Москве" благодаря Минобороны, невозможно развивать сети 4G.

Дефицит испытывают и застройщики – строить совершенно негде. Не только в Москве, но и в Подмосковье: все более-менее привлекательные пустые участки вблизи столицы – земли военного ведомства, уверяют меня девелоперы. Перевести их в земли поселений, пригодных для жилого строительства, частным порядком невозможно.

Это из-за "защитного пояса ПВО", привычно говорят жители Москвы и области. Конечно, знаменитый "пояс" повлиял на плотность расположения военных объектов вокруг Москвы. Но "советское наследие" живет уже третий десяток лет, и пора с этим что-то делать.

Беда в том, что нет рамочного закона, определяющего механизмы конверсии, говорят эксперты. То есть не понятно, что можно отдавать в гражданские руки, когда и как. В свое время из-за отсутствия такого порядка застопорилась приватизация многих промышленных предприятий, имевших так называемые резервные мощности для нужд военного времени. Со временем с предприятиями разобрались, а вот для нужд потребительского сектора правила придумать не озаботились.

В результате, отдавать или не отдавать частоты, земли, право на полеты сохраняется у военных. Мало того, что они, в силу профессиональной специфики, всегда предпочтут сказать: "Нет". Беда еще в том, что в принципе нет четкого определения, на каком уровне нужно решать тот или иной вопрос.

Пример почти анекдотический. Рядом с моим поселком находится военная часть, предназначенная к расформированию. Но пока часть действует, как действуют в ней детский сад и школа. Можете представить себе радость родителей, для которых альтернативой было возить детей за 40 км в Москву. Так вот, в школу детишек взяли без проблем. А в детский сад – нельзя. Почему нельзя? Нет ответа. И решить этот вопрос на уровне самой части невозможно.

В результате получается, что какой-нибудь заброшенный пустырь в глуши продать можно только на уровне центрального аппарата министерства. Пустырей много, чиновников мало. При этом организовывать торги для пустыря – столько же хлопот, сколько для продажи, скажем, дома отдыха в престижном месте. И смысл? Но сегодня такое положение дел уже явно мешает развитию столицы и ее окрестностей. А со временем будет мешать развитию и других российских мегаполисов.

Нужен, повторяю, закон, который бы четко определял, что, как и когда переводить в гражданское пользование. Причем устроен он должен быть так, чтобы все происходило без необходимости чиновничьей инициативы – будь то гражданское или военное ведомство. Достаточно запроса со стороны бизнеса или граждан. Но пока никто созданием такого закона не озаботился.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей