Налоговый спрут угрожает толстосумам

Идеи о введении новых налогов посещают власти многих стран, но далеко не у всех находят понимание. Обама не первый год призывает повысить налоги для богатых; Саркози планирует ввести налог на финансовые транзакции




Идея о введении налога на сверхдорогие приобретения, недавно озвученная Владимиром Путиным (по его словам, это "огромный дом или земельный участок колоссальный, самолет, супер-яхта, суперавтомобиль"), в целом отвечает мировой тенденции. Тут и там появляются новые налоги и поборы, причем зачастую довольно экзотические.

Например, Евросоюз недавно постановил, что самолеты тоже вносят свой вклад в потепление климата, и решил наказать за это их владельцев. С 1 января ЕС в принудительном порядке включил авиакомпании в систему торговли квотами на выброс парниковых газов. На практике это будет означать уплату всеми авиаперевозчиками, которые совершают полеты в Европе, определенного налога – "на потепление". На первых порах с авиакомпаний будут брать по €8 за тонну выбрасываемого самолетами углекислого газа, причем оплачивать им придется лишь 15% от расчетного объема выбросов. В дальнейшем ставки будут расти. От этого нововведения ЕС предполагает получать порядка $2 млрд в год. Дальше – больше.

Авиакомпании же прикидывают, во что им обойдется такая борьба с потеплением. Так, китайские воздушные перевозчики подсчитали, что в этом году им придется заплатить властям ЕС порядка €800 млн, а к концу десятилетия эта сумма возрастет до €3,2 миллиарда. Пекин запретил своим авиакомпаниям уплачивать новый европейский налог и сообщил Брюсселю о готовности судиться с ним в международных инстанциях. Примерно такую же позицию заняли США, Россия и Индия. Всего же свое несогласие с новым европейским налогом выразили уже два десятка стран. Поэтому на прошлой неделе Европейская комиссия, дотоле предупреждавшая партнеров, что не пойдет на уступки по этому вопросу, вдруг дрогнула. Ее представитель заявил, что ЕС готов "проявить гибкость", приостановить взимание нового налога и провести консультации с заинтересованными сторонами. В общем, все идет к тому, что вопрос будет передан на рассмотрение Международной организации гражданской авиации, которая, возможно, выработает некие глобальные нормы, касающиеся защиты климата от самолетов.

Тем временем в условиях долгового кризиса новые налоги вводятся во многих странах ЕС, в том числе в Бельгии, Италии и, конечно же, в Греции. В последней повышаются ставки по ряду налогов, что необходимо для предписанного кредиторами снижения бюджетного дефицита. Но этого недостаточно. К тому же, как известно, чем выше налоги, тем больше "уклонистов". В Греции они исчисляются сотнями тысяч. Поэтому финансовые власти страны недавно опубликовали поименный список 4 тысяч наиболее известных в стране людей, не уплативших налоги, – впрочем, без особой надежды на должный воспитательный эффект. Кроме того, в прошлом году Афины предложили всем гражданам заплатить "взнос солидарности" – добровольно-принудительного побор "на бедность" государства. Дескать, расплачиваться с катастрофическим государственным долгом – дело всех и каждого. С каждого власти потребовали по €500. Для начала.

В августе этого года Франция планирует ввести налог на финансовые транзакции, идея которого была предложена еще в 1978 г. американским экономистом Джеймсом Тобином. Париж давно поднял на щит эту идею, но, не найдя понимания ни на глобальном (G20), ни на общеевропейском уровне, Николя Саркози – горячий сторонник налогообложения финансового сектора – решил ввести такой налог хотя бы в отдельно взятой стране. Сбор составит 0,1% от стоимости каждой финансовой операции и, как ожидается, принесет французской казне дополнительно €1 миллиард. Впрочем, сумма может оказаться существенно меньше. Ведь в условиях свободы перемещения капитала многие операторы финансового рынка предпочтут совершать сделки в других странах. Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, категорически не приемлющий идею нового налога, уже пригласил операторов французского финансового рынка переместить свои операции через Ла-Манш. По его словам, "дверь открыта, и мы сможем приветствовать в Великобритании французские банки, бизнес и других (субъектов финансового рынка)".

Тем не менее, идея введение налога на финансовые транзакции бродит по Европе. На днях девять стран ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Испания, Италия, Португалия, Финляндия и Франция) обратились к председательствующей Дании с просьбой разработать график его введения. Идею поддерживает и Еврокомиссия. Согласно ее предложению, операции с акциями и долговыми облигациями должны быть обложены налогом в 0,1%, а операции с производными финансовыми инструментами (деривативами) – в 0,01%. В Брюсселе ожидают, что доходы от налога составят более €50 млрд в год, и уверены, что его введение не приведет к "бегству" финансовых операторов. Как утверждают в Еврокомиссии, в случае перемещения сделок в другие страны операторам придется полностью отказаться от обслуживания европейских клиентов, что для большинства из них неприемлемо – проще заплатить налог. Тем не менее, по поводу нового налога в ЕС довольно часто звучат критические высказывания: он ляжет дополнительным бременем на банки, предприятия и пенсионные фонды и может спровоцировать спад деловой активности в Европе.

Что же касается стремления повысить налоговую нагрузку на богатых, с такой идеей давно выступает президент США. В последнем бюджетном послании Конгрессу Обама вновь предложил законодателям ввести правило, согласно которому домохозяйства, получающие более $1 млн в год, будут уплачивать в виде налогов не менее 30% дохода. Таким образом богатые американцы дополнительно внесут в бюджет страны почти миллиард долларов в ближайшие 10 лет. Это предложение встречает стойкое сопротивление со стороны республиканцев, однако чисто технически его реализовать будет куда проще, чем предложенную российским премьером идею налога на сверхпотребление. В наших условиях куда проще и эффективнее было бы не изобретать спорный и трудноисчисляемый налог, а вернуть некогда существовавшую (и ныне существующую в большинстве стран мира) прогрессивную шкалу НДФЛ. В этом случае сверхдоходы граждан стали бы приносить большую пользу обществу вне зависимости от того, как ими распоряжается владелец (покупает яхты или нет). Но на такое пока никто не замахивается – опасно!

Выбор читателей